Дата: 03.07.2009

«Уральский рабочий» и Виктор Тимашев: «Льготная пауза»

Будет ли от нее польза очередному этапу монетизации?

После того, как на прошлой неделе Облдума перенесла монетизацию льгот на услуги ЖКХ на 1 января 2010 года, вроде бы можно расслабиться. Но не получается, так как принятое решение носит чисто механический характер. И когда подойдет новый срок, то возникнут все те же «проклятые» вопросы. Не похоже, что во время взятой паузы кто-то собирается искать ответы на них.

Прокатилась дурная слава…

Стоит напомнить, что в транспортную монетизацию Свердловская область вступила гораздо позже других регионов. Что давало возможность свердловским законодателям во главе с Ворониным учесть все ошибки, совершенные другими и не повторить их. Как это сделали, в частности, в Омской области, которая также задержалась на старте.

Но вышло все с точностью до наоборот. И потому у «Омской правды» были все основания написать, что «пожалуй, Екатеринбург сегодня можно с полным правом назвать худшим примером того, как региональные власти «позаботились» о социальной поддержке отдельных категорий населения».

Знают в Омской области и то, что «принятые законодательные акты привели к ухудшению жизни людей». То есть, монетизация «по-воронински» получила всероссийскую известность. И сейчас ее изучают в качестве примера того, как не надо делать.

А особо обращают внимание на нарушения конституционных прав граждан на Среднем Урале. И на прокурорский протест по этому поводу. «По мнению прокурора, — пишет «Омская правда», — при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации необходимо вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, чего в данном случае не было сделано».

Благие намерения

Но сегодня нас снова уверяют, что тайм-аут будет использован для лучшей подготовки к проведению столь сложного мероприятия. Однако сведущие люди считают это лукавством. По их мнению, на самом деле, побудительный мотив — это окончание нынешней осенью полномочий первого лица областной власти. И если из-за монетизации возникнет нестабильность, то это послужит плохим фоном для столь деликатного процесса как ротация во власти.

Ибо если б мотивом была необходимость «плотнее изучить вопрос», то почему тогда «отец уральской монетизации» спикер Облдумы Николай Воронин не озаботился переносом еще в начале года, когда процесс замены натуральных льгот по «коммуналке» на денежные компенсации притормозили в обеих столицах и ряде крупных городов. Еще в первом квартале мэр Москвы Юрий Лужков заявил: «Есть мнение остановить монетизацию льгот и осуществить ее в последующем, когда ситуация поуспокоится и москвичи будут более спокойными».

Настораживает и то, что господин Воронин как некое достижение расценивает передачу полномочий по выплате денежных компенсаций в ведение органов местного самоуправления. И хоть спикер особо подчеркнул, что «деньги на компенсацию будут выделяться не из муниципального, а из областного бюджета», верится в это с трудом.

Общеизвестно, что даже для существовавшего до сих пор набора функций денег в муниципалитетах хватает впритык. Хотя бы уже потому, что большинство территорий у нас дотационные, и эти дотации им сверху выделяют по известному всем нам принципу: «вот тебе пять рублей, детка, купи себе конфет, на то, что останется — пирожаное, а на остальное — печенья». Ну, а из муниципалитетов-доноров деньги выдирают подчистую, оставляя лишь на прожитье. Собственно, в доказательство этого можно обильно цитировать самого Воронина, когда он был еще молод, боролся за счастье народа и был в оппозиции областной власти. Несправедливые межбюджетные взаимоотношения он обличал тогда весьма хлестко.

А тут появляется еще одна расходная статья — да еще в условиях финансового кризиса и влекомых им бюджетных секвестров. Не предложат ли муниципалитетам «придумать что-то на месте», как это было весной с единым социальным проездным?

Тому появились и косвенные доказательства. На днях губернатор Эдуард Россель выступил с бюджетным посланием на 2010 год. И там ни слова не сказано о выделении средств муниципалитетам для финансирования выплат компенсаций взамен натуральных льгот на услуги ЖКХ. О деньгах на строительство объездной дороги вокруг Екатеринбурга есть, а на монетизацию «коммуналки» нет. Конечно, можно списать сие на то, что бюджет-2010 по ряду причин губернатора может интересовать мало, но у него же есть подчиненные, которым придется отвечать за социальную ситуацию! Однако и они своего руководителя поправить не поспешили.

Складывается впечатление, что областная власть озабочена лишь тем, чтобы отвести от себя возмущение людей. Уже во время транспортной монетизации пытались все свалить на муниципалитеты: мол, само пособие-то нормальное, это в городских администрациях не захотели утвердить социальные проездные, стоимость которых равнялась бы этому пособию. Сейчас диспозиция будет еще лучше: муниципалитеты отвечают за все уже и формально.

На такие «крамольные» мысли наводят факты, которые не так давно предали гласности в СМИ. По домам уже разносятся тексты договоров на «ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и предлагают подписываться с формулировкой «ознакомлен с условиями предоставления денежных выплат». Хотя ознакомиться с ними пока невозможно по той простой причине, что никаких условий еще не принято.

Да и «пособие» в законопроекте заменено на «компенсацию».

Не допустить, чтоб было «по - воронински»

Что, безусловно, является прогрессом, который был достигнут под общественным давлением. И в Облдуме, к слову, сами признают, что «пособие» произвольно, а «компенсация» жестко привязана к реалиям — к тому, сколько человек выигрывал ранее, получая льготу. И, соответственно, можно добиваться получения компенсации в полном объеме через суд.

Правда, зная изворотливость господина Воронина, многие опасаются, что его стараниями в обиход будет введена какая-нибудь частичная компенсация, а не в полном объеме. А другая увертка — это снизить социальные нормы, от которых рассчитываются льготы. И такой ход событий не исключен по следующим причинам.

На этой неделе глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, побывавшая на бизнес-форуме предприятий реального сектора, организованном «Деловой Россией», заявила там, что в 2010 году тарифы естественных монополий будут повышены. Во-первых, чтобы стимулировать экономию поставляемых ими ресурсов. Во-вторых, чтобы дать им инвестиции на развитие. В противном случае монополии не смогут обеспечить потребности экономики, когда она начнет расти.

Но сомнительно, что в областном бюджете на следующие годы заложен будущий рост тарифов. Так что и это ляжет дополнительным грузом на плечи муниципалитетов.

Так что там, в Омске?

Как в других (так и хочется сказать — «нормальных») регионах проводили транспортную монетизацию, написано уже много: само пособие там делали не таким уж высоким, зато муниципалитетам финансировали дотации на введение дешевого социального проездного.

А сейчас каждому омскому льготнику бесплатно была выдана именная электронная карта. Их доставляли в адресном порядке сотрудники органов соцзащиты. И из областного бюджета в полном объеме были перечислены необходимые средства, в том числе и с учетом расходов на внедрение электронной системы. «Сегодня, как полагают в областном министерстве труда и социальной защиты, — цитируем «Омскую правду», — уже можно говорить о главном и очевидном достоинстве омского варианта монетизации льгот. Это максимальная прозрачность и объективность такого механизма адресной поддержки населения. А главное, все сделано для удобства каждого конкретного человека, имеющего право на льготу».

Особо следует сказать еще об одном аспекте, связанном с нашим областным законом по монетизации льгот. Это надо сделать еще и потому, что он как-то стыдливо замалчивается.

Выявить «закладки»

По мнению экспертов, чуть не в каждом принимаемом законе есть «закладки». Они на первый взгляд не видны, но тот, кто использует закон, четко знает, как эти «закладки» применять в своих интересах. Недаром ведь на днях Госдума приняла в первом чтении законопроект «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Имеется уже и соответствующая методика, утвержденная правительством в марте текущего года. И региональным властям рекомендуется подвергать антикоррупционной экспертизе принимаемые в субъектах нормативно—правовые акты. А депутатскими поправками предлагается проверять на коррупционность и все уже действующие законы. Причем с привлечением общественности.

Тогда как, насколько нам известно, ничего подобного в отношении свердловского закона о монетизации льгот не проводилось. И коли действие его отложено, то есть резон провести необходимую антикоррупционную экспертизу. Желательно с привлечением независимых экспертов.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать