УрБК, Екатеринбург, 23.06.2009. «На Полярном Урале есть железная руда, хотя и не так много, как бы того хотелось, есть хромиты, каменный уголь, золото, серебро, вольфрам, молибден, нефть, газ. Однако насколько наши затраты будут велики и сопоставимы с мировыми ценами на аналогичные ресурсы? Мы живем в системе рыночного хозяйства. И наши промышленники не станут покупать, условно говоря, тонну железной руды за 1 тыс. рублей, если на мировом рынке, в других странах она стоит 700. Значит, надо сравнивать, считать. И поступать как люди, всем сердцем болеющие за последствия, адекватность принимаемых решений: скажем, какое-то сырье надо добывать уже сейчас, это очевидно, а от чего-то, возможно, пока отказаться, повременить», — заявил в интервью «Областной газете» директор института экономики УрО РАН Александр Татаркин.
Напомним, специалисты отмечают существенное количество сложностей, с которыми предстоит столкнуться в ходе реализации проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» в том случае, если он перейдет в стадию реальных действий.
«Когда наш институт готовил Транспортную стратегию, мы услышали, что в будущем с Полярного Урала будут вывозиться миллионы тонн угля. Но когда мы с геологами и экологами провели необходимые исследования, то оказалось: уголь, который существует на территории Ханты-Мансийского автономного округа и Ямала, вывозить будет нельзя. Противопоказано! Почему? Он очень зольный и пыльный. Если попрем его поездами на юг, то однозначно погубим северную экологию в радиусе, как минимум, 50 километров от пунктов перевозки. Именно тогда ученые и высказали свои рекомендации: лучше уж построить на данном угле пару тепловых электростанций в Югре и через ЛЭП передавать получаемую электроэнергию на Урал, в сопредельные регионы, а не загрязнять природу, не ухудшать хрупкую экологию края. Из этого же ряда — медь и полярные бокситы. Наши расчеты показывают: овчинка выделки не стоит», — отметил А. Татаркин.