Главная > Статьи > Авторынок в рецессии

Авторынок в рецессии


Вчера16:30. Разместил: publicator

Рынок подержанных автомобилей в Свердловской области от стагнации перешел к рецессии. Одни аналитики указывают на то, что причиной стали новые ставки по утильсбору, которые вступили в силу с 1 декабря, а перед этим подстегнули продажи новых автомобилей. Другие специалисты указывают на то, что автомобиль из средства передвижения для свердловских домохозяйств все чаще становится роскошью.

По итогам ноября 2025 года продажи автомобилей с пробегом в регионе сократились на 11%, следует из данных портала «Дром». До этого в течение нескольких месяцев наблюдался рост спроса на подержанные машины. В октябре их продажи увеличились на 11%, а в сентябре — на 7%. Аналитики связывают негативную динамику ноября с уменьшением ажиотажа после новостей о дате вступления в силу новых тарифов утилизационного сбора. Для сравнения, еще в сентябре их реализация выросла на 2% относительно августа, а в октябре — на 12% относительно сентября.

«В лидерах продаж модели Лада: 2114 "Самара", Приора, Гранта, Калина и "семерка". Из них спрос только на "семерку" остался на том же уровне, остальные жители региона выбирали на 11–20% реже, чем в октябре», — рассказали в компании.

Однако следует отметить, что одновременно с этим в ноябре 2025 года в Свердловской области количество выданных автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) составило 2,84 тыс. Это на 29,7% меньше показателей предыдущего месяца, когда было выдано 4,04 тыс. автокредитов, следует из данных Национального бюро кредитных историй (НБКИ). Здесь динамика объясняется сохраняющейся жесткой денежно-кредитной политикой Банка России.

Потенциальных покупателей в регионе, согласно исследованиям, не много. По данным РИА Рейтинг, только каждая пятая семья в Свердловской области может позволить себе купить в кредит и содержать новый автомобиль за 1,3 млн руб. Доля семей, которая может позволить себе новый автомобиль за 2,9 млн руб., и того меньше — 6%. Это, к слову, совпадает с общефедеральными показателями.

Для большого количества семей в значительной части регионов России приобретение и содержание нового, даже недорогого в текущих реалиях автомобиля (стоимостью 1,3 млн руб.) без значительных сбережений является трудно реализуемой задачей. В 13 регионах менее 10% семей могут приобрести в кредит и без особых сложностей обслуживать новый недорогой автомобиль.

То есть сказать, что в Свердловской области творится что-то неординарное на рынке и новых, и подержанных автомобилей, нельзя — это общий тренд, который сильно бьет по отечественному автопрому. Согласно данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), по итогам октября 2025 года наблюдается резкое падение выпуска автотранспортных средств по всем категориям.

«Наблюдается ускорение спада в автомобилестроении, начавшееся еще год назад; в октябре выпуск сократился на 8,9% к предыдущему месяцу, после снижения на 3,4% в месяц в среднем за III кв.; индекс СППГ составил в октябре уже 61,6%; спад имеет фронтальный характер, затронув все основные виды продукции», — говорится в материалах ЦМАКП.

Собственно, не удивительно, что при таких результатах автопром в России оказался худшей отраслью промышленности в 2025 году, о чем заявили аналитики Центра стратегических разработок (ЦСР), которые представили аналитический обзор «Тормозной путь».

«Исследование показывает, что отрасль переживает не циклическую коррекцию, а структурный кризис, который может стать опережающим индикатором общеэкономических проблем. По данным Росстата, за январь–октябрь 2025 года производство автотранспортных средств сократилось на 22,2% в годовом выражении, при этом только в октябре спад достиг 38,4%. Это наихудший результат среди всех промышленных отраслей», — говорится в сообщении.

Следующий год для отрасли и всего авторынка будет не лучше. Банк России в обновленных прогнозах переносит ослабление денежно-кредитной политики. Без снижения ключевой ставки хотя бы до 12% ни о каком оживлении сегмента говорить не приходится. Без доступных автокредитов протекционистские меры со стороны государства в виде повышения ставок утильсбора малоэффективны. С одной стороны, у «Автоваза» будет меньше конкурентов, но и машины отечественного автоконцерна дорожают, и до статуса «народного автомобиля» условной Lada еще далеко.

ИАА «УралБизнесКонсалтинг»


Вернуться назад