Главная > VIP-интервью > Дмитрий Ионин: Креативная экономика — динамично растущий сектор
Дмитрий Ионин: Креативная экономика — динамично растущий секторСегодня13:13. Разместил: publicator |
|
На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил исполняющий обязанности Заместителя Губернатора Свердловской области — Министра инвестиций и развития Свердловской области Дмитрий Ионин. — Дмитрий Александрович, как развивался сектор креативной экономики в Свердловской области в 2025 году? Отмечен ли рост в этой сфере и за счет чего? — Креативная экономика Свердловской области является достаточно динамично растущим сектором. В конце прошлого года проведено ее масштабное исследование при поддержке Агентства стратегических инициатив. На сегодня доступны данные Минэкономразвития России по итогам 2023 года, согласно которым Свердловская область находится на 5 месте в стране по объему креативной экономики — 130,8 млрд. рублей — после Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Краснодарского края, и на 10 месте по доле валовой добавленной стоимости креативной экономики в структуре ВРП (3,2%). При этом мы постоянно мониторим и анализируем динамику развития малого и среднего предпринимательства в сфере креативных индустрий и фиксируем достаточно динамичный рост креативного бизнеса. На начало ноября текущего года по сравнению с началом 2024 года количество субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере креативных индустрий, возросло на 17% или более чем на 1,8 тыс. предпринимателей. Всего в этом секторе сейчас развиваются более 12,5 тыс. субъектов МСП. Показательно, что предпринимательская активность в сфере креативных индустрий растет существенно быстрее, чем в секторе МСП в целом. — Какие креативные индустрии в области развиваются с опережением? За счет чего этого удается достичь? — В настоящее время на федеральном уровне в структуре креативных индустрий выделяются 16 направлений. Традиционно ключевыми для Свердловской области являются такие креативные индустрии, как информационные технологии, а также архитектура и урбанистика. Эти 2 направления в совокупности вносят более ¾ вклада креативных индустрий в экономику региона. Далее по масштабам идут реклама и пиар, мода, медиа и СМИ, кино. Именно эти отрасли сегодня обладают наибольшим потенциалом роста, и на их развитие преимущественно нацелены региональные меры поддержки. Показательно, что с начала 2024 года наибольшая положительная динамика наблюдается в креативных секторах, на которых сфокусированы инструменты поддержки: абсолютный лидер — сфера моды с приростом количества предпринимателей на 46%, сфера дизайна — на 39%, кино — на 37%, реклама и пиар — на 32%. — Какие меры по поддержке креативных индустрий вы считаете наиболее действенными? Какие из мероприятий, проведенных в этом году, оказали наибольшее воздействие на отрасль? Основной комплекс мер по развитию креативных индустрий в регионе реализуется на базе Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (микрокредитной компании), который в 2024 году по решению Правительства Свердловской области определен региональной опорной организацией развития креативных индустрий. В 2025 году в рамках регионального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» из областного бюджета выделено 60 млн. рублей на организацию мероприятий по развитию предпринимательской деятельности в сфере креативных индустрий. Ключевые направления поддержки: — помощь в расширении рынков сбыта продукции креативных индустрий. Это, в первую очередь, торгово-закупочные сессии для представителей модной индустрии, производителей ювелирных изделий и бижутерии, по итогам которых только в этом году местными брендами заключены контракты на поставку своих товаров в российские и зарубежные универмаги и мультибрендовые пространства на общую сумму более 200 млн. рублей. Среди примеров такого рода мероприятий — выставка-форум ювелирного искусства и бижутерии «Тонкие грани» (15–17 июля), в рамках которой 25 профильным байерам из 11 городов России и 5 зарубежных стран представлена продукция 15 ювелирных брендов Свердловской области. По итогам мероприятия местными компаниями заключены свыше 50 договоров на общую сумму более 100 млн рублей; — акселерационная поддержка действующих креативных бизнесов. В 2025 году организована двухмесячная акселерационная программа с наставническим сопровождением для представителей креативных индустрий (основные блоки: создание креативного продукта, его финансовая модель, управление креативным продуктом). Сейчас завершается обучение 200 специалистов и проработка более 20 бизнес-проектов; — вовлечение новых предпринимателей в сферу креативных индустрий: форумы, выставки, фестивали, мастер-классы, практикумы. Флагманским мероприятием 2025 года стал Международный фестиваль креативных индустрий (18–24 августа). Каждый из дней в течение недели был посвящен одной из приоритетных индустрий (кино, реклама и медиа, гастро, мода, архитектура, арт, IT). В деловую программу фестиваля, объединившую свыше 70 событий, были вовлечены более 100 экспертов федерального и международного уровней из 10 стран мира и 12 регионов России. Участниками фестиваля стали более 3,5 тыс. человек. Еще одно крупное мероприятие, проводимое при поддержке нашего стратегического партнера — автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», состоялось 27–28 ноября. Мы организовали первый в стране Всероссийский слет креативных кластеров с участием представителей 35 регионов (300 человек участников), посвященный обсуждению проблематики креативного кластерообразования в Российской Федерации, обмену опытом и тиражированию успешных практик, вопросам финансирования создания кластеров и новым инструментам поддержки. — На стратегической сессии о развитии креативной экономики председатель правительства Михаил Мишустин обозначил, что отрасль уже достигла планки в 4,1% ВВП. А это — 7,5 трлн. рублей. За счет чего удалось это сделать? Каков тут вклад Свердловской области? С учетом задачи, поставленной на федеральном уровне, целевым ориентиром является удвоение к 2030 году доли творческих индустрий в экономике Свердловской области. Отчетные данные за 2019–2023 годы демонстрируют ежегодный рост креативной экономики Свердловской области в текущих ценах в среднем на 23,5% и стабильный рост ее доли в ВРП с 2,2% в 2019 году до 3,2% в 2023 году, на уровне, сопоставимом со среднероссийскими значениями. Вклад Свердловской области в креативную экономику России составляет 1,7%. Мы планируем увеличить эту долю. На мой взгляд, важным инструментом роста креативной экономики региона является системный подход в части взаимодействия государства и бизнеса. К примеру, на базе «Домны» Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства — региональной опорной организацией в сфере креативных (творческих) индустрий, системно осуществляется работа по координации развития креативного предпринимательства в Свердловской области, разрабатываются новые проекты, реализуется широкий спектр мер поддержки предпринимательства, в том числе для представителей креативных (творческих) индустрий. Регион активно развивает креативные индустрии благодаря наличию разнообразных культурных инициатив, фестивалей и проектов, активному диалогу с креаторами, которые реализуют свои яркие идеи и тем самым способствуют развитию местной экономики и привлечению инвестиций. В Екатеринбурге родился проект, который продолжает сейчас шествие по регионам Уральского федерального округа — знаменитая Уральская биеннале современного искусства. Проходят известные на всю страну события: Ночь музыки, фестиваль «Стенограффия», книжная выставка «Красная строка» и многие другие. Продолжают развиваться проекты в сфере fashion — мы дополняем показы глубокой бизнес-составляющей, проводя торгово-закупочные сессии, помогая брендам выйти на экспорт, углубляя поддержку в отдельных направлениях. — Сколько на сегодня площадок креативной экономики работают в Свердловской области? Какие возможности они предоставляют участникам? Опорой для роста креативной экономики в Свердловской области является сеть креативных пространств, которая формируется у нас в регионе на протяжении нескольких лет. Екатеринбург концентрирует ключевые креативные пространства, в том числе флагманскую площадку, созданную при поддержке региона. Креативный кластер «Домна», открытый в 2022 году, стал масштабным проектом ревитализации и примером бережного переосмысления истории и реставрации здания. Главная задача кластера — содействие в развитии креативных индустрий в регионе. Муниципальный креативный кластер «Л52», расположившийся в здании «Гостяжпромурала», возведенном в 1930-х гг. в стиле конструктивизма, работает как общественное пространство и центр притяжения городских культурных инициатив. Долгое время здесь располагалась городская поликлиника, сейчас — культурное пространство, в котором проходят лекции, спектакли и выставки. Также значительный вклад в развитие креативного сообщества вносят частные пространства — «Центр города» и «Хлебозавод № 6». Они выступают центрами событийной жизни и предоставляют инфраструктуру для творческих предпринимателей. Креативное пространство «Центр города» — это пример трансформации памятника конструктивизма федерального значения, утратившего актуальность, но функционирующего торгового комплекса с действующими субъектами малого и среднего бизнеса в сфере непродовольственного офлайн-ретейла. На сегодняшний день инфраструктура кластера трансформировалась в мультибрендовое пространство с книжным магазином и коворкингом, отдельным залом-лекторием до 50 человек, выставочным залом и кофейней в фойе. Креативно-производственное пространство «Хлебозавод № 6», в свою очередь, является ярким примером редевелопмента промышленной территории. Хлебозавод № 6 «Всеслав» начал свою работу в 1978 году. Здесь выпускали более 70 видов продукции. Завод был на пике популярности, но в 2008 году закрылся и 15 лет стоял в запустении. В 2022 году предприниматель Андрей Лодкин и его команда Фудфейс.ру возродили территорию, вложив более 100 млн. рублей в реконструкцию. Так появилось пространство, объединяющее культуру, креативные индустрии и промышленный туризм. Активное развитие сети креативных пространств охватывает ключевые города Свердловской области, создавая точки роста за пределами Екатеринбурга. В Нижнем Тагиле работает кластер «Самородок», в поселке Черноисточинск — пространство на территории исторического Демидовского завода. Новоуральск представлен кластером «Гор.Н», Арамиль — «НИТИхНИТИ», Сысерть — «На Заводе». По состоянию на 2025 год на 11 площадках креативных кластеров располагаются около 170 резидентов. За неполный 2025 год посетителями креативных кластеров в Свердловской области стало свыше 240 000 человек. — Планируется ли в дальнейшем увеличение площадок для развития креативной экономики в Свердловской области? — Процесс открытия новых площадок продолжается: в 2025 году начали работать площадки в Каменске-Уральском («Восход») и Первоуральске («Нержавейка»). Открыт городской молодежный кластер «Салют» в Екатеринбурге, который позволит вовлечь молодых горожан в социально-ориентированные практики, поможет сделать первые шаги в предпринимательства, а также в значительной степени позволит решить задачу социализации иногородних студентов и вовлечения их в жизнь города и региона. Эти пространства становятся центрами притяжения местных предпринимателей и творческих сообществ, способствуя децентрализации креативной экономики. В перспективе — охватить новые территории на карте региона. Благодаря этому развитие креативного предпринимательства происходит не только в региональном центре — Екатеринбурге, но и в малых и средних городах Свердловской области. Креативные кластеры становятся не только «точкой сборки» креативной экономики на местах, но одновременно являются важными точками притяжения на туристической карте Среднего Урала и вносят огромный вклад в развитие комфортной городской среды. Вернуться назад |