Главная > Статьи > Юбилей камнерезного искусства
Юбилей камнерезного искусстваВчера16:30. Разместил: publicator |
|
В Екатеринбургском музее ИЗО (ЕМИИ) в преддверии 300-летия истории камнерезного искусства Урала, которое приходится на 2026 год, открылось два выставочных проекта, посвященных художественной обработке цветного камня в регионе, начиная с произведений мастеров прошлого до работ современных художников-камнерезов. Обе экспозиции расположились в центральном выставочном пространстве главного здания ЕМИИ на ул. Воеводина, 5, сменив привычную постоянным гостям музея коллекцию уральского литья. «Появилась достойная замена для наполнения этих витрин — камнерезное искусство, которое имеет непосредственное отношение к нашей с вами идентичности. В связи с грядущим 300-летием истории обработки камня на Урале, мы подготовили два проекта, связанные друг с другом, но непосредственно изолированные», — рассказал директор ЕМИИ Никита Корытин. Императорские капризы Так, непосредственно в самом павильоне организаторы представили «Шедевр Екатеринбургской императорской гранильной фабрики из собрания Государственного Эрмитажа» — украшенную бронзовым литьем каменную вазу, предназначавшуюся для убранства дворцовых интерьеров. Здесь же можно увидеть и комплекс камей — миниатюрных произведений рельефной и углубленной резьбы из уральских яшм и агата, выполненных в первой половине XIX века екатеринбургскими резчиками. Исследователи отмечают, что деятельность Екатеринбургской гранильной фабрики в значительной степени определялась заказами императорского двора — проекты предметов получали из Санкт-Петербурга, и отправляли в столицу уже готовые произведения. Именно поэтому большинство работ уральских мастеров оказались в императорских резиденциях, а позже вошли в фонд Государственного Эрмитажа. «Многие годы дружбы связывают Эрмитаж с музеями Свердловска и Екатеринбурга. Наши города обменивались подарками, идеями, художественными памятниками. Нередко уральским мастерам присылали проект, одобренный императором, и после его воплощения изделия екатеринбургских камнерезов приобретались императорским двором. Так для дворцов Санкт-Петербурга было сделано большое количество замечательных ваз, сосудов, столов и чаш — они и сейчас вписаны в залы Эрмитажа, являясь еще одной изюминкой, отличающей наш музей от других музеев мира», — рассказала заведующая отделом западно-европейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа Ольга Костюк. На открывшейся выставке представлены работы, иллюстрирующие два основных направления в работе Екатеринбургской фабрики, появившихся в екатерининское время, когда увлечения императрицы существенно влияли на векторы развития отечественной художественной промышленности. Так, шаровидная ваза из светло-коричневой брекчии с палевыми пятнами может служить наглядным примером расширения палитры цветного камня в работах уральских камнерезов, которое началось с создания в Екатеринбурге в 1765 году Экспедиции по прииску и ломке цветного камня. Необычная форма вазы была придумана столичными заказчиками: в архиве фабрики сохранился чертеж 1797 года. Работы над вазой завершились в 1801 году. Необходимо отметить, что обращение Екатеринбургской фабрики к брекчиям связано с единичными предметами этого времени, в дальнейшем этот материал не использовался. Не менее значимым для развития уральского камнерезного искусства стал интерес Екатерины II к глиптике — искусству рельефной и углубленной резьбы на полудрагоценных и драгоценных камнях. Не ограничиваясь приобретением европейских коллекций, государыня желала иметь в своем собрании русские геммы и способствовала развитию глиптики в России. В связи с этим весной 1781 года был издан указ о начале поисков слоистых камней, на которых было бы возможно резать камеи. Первые упоминания о создании камей — рельефных изображений на камнях с контрастной окраской слоев — на Екатеринбургской гранильной фабрике относятся к 1790-м годам. С этого времени и на следующие полвека «камейное художество» становится постоянной частью деятельности мастеров предприятия, а с середины XIX века проникает и в частные мастерские города. Из почти 250 уральский камей, хранящихся сегодня в Государственном Эрмитаже, для выставки в Екатеринбург были привезены семь. Хронология их создания охватывает весь период камейной деятельности в Екатеринбурге — с конца XVIII до середины XIX века. Работы гранильной фабрики выполнены в большинстве своем из уральских яшм, лишь одна — из агата, их сюжеты (боги античного пантеона, египетский сфинкс) характерны для искусства первой половины столетия. Единственный пример частного производства — созданная в екатеринбургской мастерской А. Кочнева камея с изображением Богоматери — могла являться панагией уральского священника. Совместный проект Государственного Эрмитажа и ЕМИИ будет доступен гостям и жителям Екатеринбурга в период с 4 декабря 2025 года по 9 марта 2026 года. Легенды камня В параллели с эрмитажной выставкой в главном корпусе ЕМИИ открылась выставка «Легенды камня», в рамках которой представлено почти 60 произведений из собрания Фонда семьи Шмотьевых. Среди экспонируемых предметов — как уже знакомые зрителю, так и еще нигде не демонстрировавшиеся. Особенностью нового проекта стало включение в него как композиций, созданных на сюжеты русских сказок или посвященных героям русской истории, так и впервые показываемых в Екатеринбурге работ, связанных с античной мифологией и литературными образами. Значительная часть демонстрируемых предметов создана в технике объемной мозаики: большие фигуры составлены из тщательно подобранных по цвету и рисунку и аккуратно подогнанных друг к другу каменных фрагментов. Также зритель познакомится с монокаменными произведениями — скульптурами из одного-трех блоков камня, художественный образ которых построен на природных особенностях материала. Здесь можно увидеть и камейную резьбу по кремню или кварцу, работы из крупных кристаллов и уникальные букеты, собранные из почти не тронутых резцом минералогических образцов. Выставка «Легенды камня» будет открыта в здании на Воеводина, 5, в период с 4 декабря 2025 года по 19 апреля 2026 года. Вернуться назад |