Главная > Статьи > Бюджет недосчитался по сборам

Бюджет недосчитался по сборам


Сегодня10:00. Разместил: publicator

Поступления в федеральный бюджет России за 2025 год продемонстрировал существенное отклонение от запланированных показателей, утвержденных в главном финансовом документе страны. Согласно данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), наиболее резкое падение в процентном выражении отмечено по статье утилизационного сбора, недобор по которой составил 44%. В целом фактические доходы по многим статьям оказались ниже плана.

Наибольший абсолютный недобор зафиксирован по нефтегазовым доходам: при плане в 10 трлн 936 млрд руб. фактические поступления оцениваются в 8 трлн 654 млрд руб. Отклонение в 2 трлн 283 млрд руб. означает, что бюджет недосчитался 21% от ожидавшихся нефтегазовых поступлений. При этом базовые нефтегазовые доходы оказались ниже плана на 548 млрд руб.

Значительное негативное отклонение продемонстрировали таможенные платежи, связанные с импортом товаров. Поступления от ввозного налога на добавленную стоимость (НДС) оказались на 24% ниже планового уровня в 5 трлн 592 млрд руб., что в денежном выражении эквивалентно 1 трлн 316 млрд руб. Аналогичное процентное отклонение в 24% зафиксировано для ввозных акцизов, недобор которых составил 59 млрд руб. Ввозные таможенные пошлины недополучены на 269 млрд руб., или на 19% от запланированных 1 трлн 384 млрд руб.

Прямые налоги также показали отрицательную динамику относительно планов, хотя и в меньшей степени, чем таможенные платежи. Поступление налога на прибыль организаций оказалось на 160 млрд руб., или 4%, ниже показателя, заложенного в законе о бюджете (4 трлн 040 млрд руб.). Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) недополучен в размере 36 млрд руб., что составляет 4% от планировавшихся 811 млрд руб.

Наиболее глубокое процентное отклонение от плановых показателей отмечено по утилизационному сбору. При ожидавшихся поступлениях объемом 2 трлн 011 млрд руб. фактическая оценка составляет лишь 1 трлн 123 млрд руб. Таким образом, бюджет потерял 888 млрд руб., или 44% от запланированной суммы. Данный показатель свидетельствует о наиболее значительном относительном провале в исполнении доходной части федерального бюджета за 2025 год.

«Результатом ухудшения экономических условий стало то, что фактические поступления по ключевым статьям оказались значительно ниже плановых показателей, изначально заложенных в законе о федеральном бюджете. Более резкое замедление экономики определило более низкий уровень корпоративной прибыли, и, следовательно, привело к снижению поступления налога на прибыль. Следует отметить также значительное снижение доходов от внешнеэкономической деятельности, определяемое более низкими объемами экспорта и импорта ввиду уменьшения цен на сырьевые товары, вводимых ограничительных мер», — приводится в исследовании ЦМАКП.

На фоне недобора доходов правительство перешло к жесткой бюджетной консолидации. Ее основу составят ужесточение бюджетного правила и значительное повышение налоговой нагрузки. Если год назад главным приоритетом был выход на структурный профицит, то теперь правительство констатирует структурный дефицит в 1,3% ВПП на текущий год.

Для исправления ситуации выбран сценарий, сочетающий принудительное сокращение расходов и масштабное повышение налогов. Основной удар фискальных нововведений приходится на ненефтегазовый сектор экономики. Вторым ключевым инструментом становится ужесточение бюджетного правила: «цена отсечения» для нефти будет поэтапно снижена до 55 долл. США к 2030 году.

Корректировка бюджетной политики связана с пересмотром макроэкономических прогнозов. Если в 2024 году бюджет строился вокруг цены на нефть в 65-70 долл. США за баррель и роста ВВП на 2,5-2,8%, то сейчас официальный прогноз ужесточился. Цена на нефть опустилась до 58-61 долл. США, а темпы экономического роста на 2025–2026 годы ожидаются на уровне всего 1-1,3%.

Повышение косвенных налогов, планируемое в 2026 году, может привести к торможению инвестиций и долгосрочному ослаблению экономического потенциала. По мнению аналитиков ЦМАКП, эта мера ведет к немедленному инфляционному импульсу, вынуждая ЦБ дольше удерживать высокую ключевую ставку, что удорожает кредиты для бизнеса.

Рост фискальной нагрузки грозит компаниям сокращением прибыли, что может подтолкнуть часть из них в теневой сектор или привести к банкротствам. Это может подорвать собираемость тех самых ненефтегазовых доходов, ради которых налоги и повышаются. Наиболее уязвимой в этой ситуации становится инвестиционная составляющая экономики.

Изменения по НДС для малого бизнеса, призванные пополнить федеральную казну, могут резко сократить доходы субъектов РФ. Инициативы приведут к снижению маржинальности компаний, особенно в сфере МСП. Это, в свою очередь, ударит по ключевым региональным налогам: поступлениям от прибыли, УСН и НДФЛ.

Так, обеспечивая собственную финансовую устойчивость, федеральный центр перекладывает бюджетные риски на субъекты РФ. Регионам, чтобы сохранить баланс, придется выбирать между наращиванием долговой нагрузки и резким сокращением расходов на инвестиционные проекты, критически важные для экономического развития территорий.

Ранее Госдума одобрила изменения в Налоговой кодекс РФ, предусматривающее увеличение ставки НДС с 20%до 22% с 2026 года и поэтапное снижение порога доходов для целей уплаты НДС.


Вернуться назад