На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» об изменениях по НДС ответила член Палаты налоговых консультантов, основатель консалтинговой компании ИНФИНАНС Наталья Иванова.— Правительство России на прошлой неделе объявило о смягчении некоторых поправок, которые планируется внести в Налоговый кодекс. В частности, планируется поэтапное снижение порога доходов для целей уплаты НДС: с 2026 года — до 20 млн руб., с 2027 года — до 15 млн руб., с 2028 года — до 10 млн руб. Может ли это означать некую передышку для предпринимателей?
— По сути, правительство делает мягкий, но неизбежный шаг к «всеобщему НДС», то есть к включению большей части малого бизнеса в налоговую систему наравне с крупными компаниями.
Поэтапное снижение порога действительно дает временной люфт — предприниматели смогут перестроить учет, автоматизировать документооборот, освоить работу с электронными УПД и вычетами.
Однако в стратегическом смысле это не послабление, а сигнал уходить в «серую» зону, означающий, что дробить бизнес станет еще сложнее.
Компании, чей оборот находится в диапазоне 10–60 млн руб. в год, попадут под более жесткий контроль со стороны ФНС, особенно через цифровую аналитику данных из ЭДО и онлайн-касс.
Плюсы для бизнеса:
– возможность заранее подготовиться – обновить учетные системы, автоматизировать расчеты;
– возможность выбрать формат налогообложения (полная ставка с вычетами или льготная без вычетов);
– прозрачность для банков и контрагентов, повышение доверия.
Минусы:
– рост нагрузки на бухгалтерию и ИТ-инфраструктуру;
– постепенное «сжатие» упрощенных режимов;
– риски роста себестоимости для компаний, работающих с физлицами, где НДС нельзя переложить в цену.
Вывод: это скорее своеобразный вход в новую реальность, чем реальное облегчение. Времени на адаптацию дают немного — два года, но этот период стоит использовать максимально рационально: оцифровать учет, пересмотреть маржинальность и договоры.
— Бизнесу предоставляется выбор между уплатой полной ставки налога с возможностью применения налоговых вычетов или льготной ставки в размере 5–7% без вычетов. Какой вариант предпочтительнее был бы для предпринимателей на фоне поправок в НДС?
— Выбор между полной ставкой и льготной фиксированной ставкой без вычетов — главный стратегический вызов для малого бизнеса.
На практике этот выбор будет зависеть от структуры затрат и модели бизнеса. Если предприниматель закупает товары и услуги с НДС (например, торговля, производство, услуги для B2B), выгоднее работать с полной ставкой и вычетами. Тогда уплаченный входной НДС можно будет зачесть, и фактическая нагрузка окажется умеренной.
Если же бизнес работает в сфере услуг, где основная статья расходов — это заработная плата, или в той сфере, где в принципе нет большого количества входного НДС, то переход на ставку 5–7% без вычетов может быть выгоднее: вычетов все равно нет, а администрирование проще.
Однако в долгосрочной перспективе малому бизнесу, особенно растущему, важно сразу учиться работать «в белую» с вычетами и электронными документами, потому что льготная ставка — это временное решение, скорее психологический переходный инструмент.
Вывод: льготная ставка — инструмент адаптации для микробизнеса, а не долгосрочная модель. Для тех, кто планирует рост и B2B-контракты, лучше сразу переходить на полноценную систему НДС.
— Для бизнеса, впервые становящегося плательщиком НДС, будет предусмотрена возможность однократного отказа от применения пониженной ставки налога (без вычетов) на трехлетний период. Это направлено на снижение рисков неправильной оценки налоговыми новичками всех доступных опций по НДС. Как вы оцениваете эффект для среднего и малого бизнеса от этой инициативы?
— Это, пожалуй, одна из самых разумных и взвешенных норм в пакете поправок. Фактически, государство признает, что новичкам сложно оценить налоговые последствия, и дает право на ошибку: бизнес может один раз отказаться от применения пониженной ставки без штрафов и потери льгот, если поймет, что выбрал невыгодный вариант.
Это снижает стресс для предпринимателей, впервые столкнувшихся с НДС, и минимизирует конфликтные ситуации с налоговой.
Кроме того, это косвенно стимулирует переход бизнеса в легальное поле — предприниматель видит, что система стала предсказуемее и допускает гибкость.
Вывод: мера действительно снижает риски для малого и среднего бизнеса и создает более безопасную зону входа в систему НДС. Но важно, чтобы ее реализация сопровождалась понятными инструкциями и поддержкой со стороны ФНС, иначе новички просто не смогут понять, какой режим выбрать.
— Если резюмировать предложенные правительством России инициативы, можно ли их все-таки считать неким послаблением для среднего и малого бизнеса?
— Поправки к Налоговому кодексу — это не послабление, а управляемый переход малого бизнеса к более прозрачной налоговой системе.
Государство дает возможность выбрать «скорость вхождения» и адаптироваться, но курс очевиден: в ближайшие три года упрощенка без НДС будет сжиматься, а НДС станет стандартом даже для микрокомпаний.
Для предпринимателей это сигнал действовать заранее: пересчитать экономику бизнеса с учетом НДС; выстроить юридическую структуру, чтобы не попасть под риск дробления; автоматизировать документооборот и отчетность; при необходимости — обратиться к налоговым консультантам для выбора оптимальной модели.
Фото предоставлено Натальей Ивановой
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021