Повышение тарифов в условиях растущей инфляции — классический сценарий, который чаще всего встречается волной негатива. Однако в Екатеринбурге подорожание проезда до 42 руб. с начала ноября спровоцировало несколько иную реакцию. Горожане стали массово приобретать безлимитные проездные билеты. Статистика показывает, что пассажиры уже не просто ищут скидки, а меняют финансовую стратегию, переходя с разовых поездок на фиксированный платеж.С 1 ноября 2025 года уральская столица вступила в новый транспортный этап. Власти, анонсируя повышение, сделали ставку на систему льгот. Для школьников, студентов, военнослужащих и ветеранов это является социально необходимой мерой, поддерживающей уязвимые категории населения.
«Бесплатный проезд в наземном транспорте гарантированно сохраняется для учащихся с 7 до 18 лет. В метро стоимость проездного билета на месяц для школьников остается на уровне 200 рублей. А для студентов он будет стоить 1200 рублей вместо 1700. При этом повысится стоимость разового проезда — с 33 до 42 рублей. Это вынужденная и необходима мера на фоне возросших расходов перевозчиков на амортизацию, ГСМ, зарплаты сотрудникам. Подчеркну, стоимость проезда в Екатеринбурге не повышалась последние 2,5 года. Во всех крупных городах нашей страны это уже произошло», — пояснял в своем телеграм-канале глава города Алексей Орлов.
Но по-настоящему важным изменением, которое затронуло тысячи людей, оказался единый безлимитный проездной за 1 тыс. 500 руб.
При новой стоимости билета в 42 руб. абонемент окупается уже после 36 поездок. Для жителя, совершающего минимум две поездки в день в рамках рабочих будней, это от 40 до 44 поездок в месяц.
Согласно данным департамента информполитики администрации города, если в сентябре-октябре безлимитным проездным пользовались порядка 2,8 тыс. человек, то в ноябре по новой стоимости его приобрели уже 16 тыс. 943 горожанина. За месяц спрос вырос практически в шесть раз.
Такая ситуация выгодна всем: и пассажирам, и городу. Уральцы сэкономили в общей сложности порядка 17 млн руб., согласно данным городского департамента информполитики. А транспортная система заранее получила стабильный доход, что упрощает планирование бюджета.
Кроме того, вместо единого тарифа власти создали для горожан систему с разными условиями и ценами. Временная скидка по QR-коду (33 руб. до конца текущего года) стимулирует цифровизацию платежей и повышает прозрачность работы перевозчиков, что, к слову, является одним из условий транспортной реформы.
«Для горожан, активно пользующихся общественным транспортом, городские власти предусмотрели несколько способов экономить на транспортных расходах», — сообщают в департаменте информполитики.
Для «мобильного общества», в число которых входят студенты, рабочие и офисные сотрудники, абонемент становится ключевым ресурсом. Его сниженная цена и универсальность (действует на все виды транспорта) создают эффект масштаба, делая общественный транспорт конкурентоспособным в сравнении с личным автомобилем.
«Безлимит» в Екатеринбурге остается самым выгодным в стране, в других городах-миллионниках тарифы на подобные проездные начинаются от 2 тыс. руб.», — отмечают в мэрии.
Следует отметить, что, как и обещали городские власти, тарифы на проезд не меняли до ощутимых изменений в работе в общественном транспорте. УрБК писал, что за последние три года проведена масштабная работа по обновлению подвижного состава в рамках транспортной реформы.
Запустить одновременно обновление парка автобусов, троллейбусов и трамваев стало возможным после перехода всего общественного транспорта Екатеринбурга на брутто-контракты с февраля этого года. Согласно изменениям перевозчики получают оплату за километраж, а деньги от продажи билетов поступают в бюджет города. Подобная система включает в себя в том числе строгий контроль за расписанием движения и предусматривает серьезные штрафы для перевозчиков в случае опозданий. Благодаря механизму брутто-контрактов удалось на четверть повысить количество рейсов, выполняемых автобусами, и сохранить несколько востребованных горожанами маршрутов. Крупнейшему перевозчику — «Гортрансу» — удалось остановить отток кадров и повысить зарплаты водителям на 30%.
Помимо этого, реформа предусматривает заключение концессионных соглашений на постройку новых трамвайных маршрутов (включая те, что пролегают в отдаленные районы).
Результатом реформирования системы пассажирских перевозок должно стать создание единого транспортного каркаса, объединяющего наземные маршруты, а также станции метро и наземного метрополитена. Это позволит екатеринбуржцам быстро, безопасно и комфортно передвигаться как в пределах города, так и в его агломерации.
ИАА «УралБизнесКонсалтинг»
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021