Автомобильный рынок России демонстрирует признаки восстановления после существенного спада 2022 года. Однако говорить о какой-то определенной тенденции преждевременно, особенно в преддверии запуска утильсбора. По данным отраслевых аналитиков, в 2023 году объем продаж новых легковых автомобилей составил 1,06 млн единиц, что вдвое превышает показатель 2022 года (506 тыс. единиц).Продажи новых легковых автомобилей в России в октябре 2025 года составили 165 702 единицы, что на 3% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года, согласно данным аналитического агентства «Автостат». Это стало первым положительным показателем с января 2025 года, когда рынок вырос на 11% — до 89 072 автомобилей. Однако в последующие месяцы продажи продолжали снижаться, темпы падения варьировались от 11% до 46%.
На российском рынке Lada остается самой популярной маркой, с продажами в октябре на уровне 33 251 автомобиля, что на 26% меньше, чем годом ранее. Haval занял второе место с результатом 26 125 проданных машин, что на 10% больше по сравнению с прошлым годом. Geely замыкает тройку лидеров с продажами 14 238 автомобилей, что на 17% меньше, чем в октябре 2024 года. При этом продажи автомобилей под белорусско-китайским брендом Belgee выросли в 2,5 раза и достигли 10 780 единиц. Замыкает пятерку калужский Tenet с результатом 8632 проданных автомобиля, который ранее не был представлен на рынке.
Chery опустилась на шестую строчку с продажами 6566 автомобилей, что на 57% меньше, чем в прошлом году. Changan также показал значительное снижение, реализовав 6369 машин (-42%). Продажи Solaris выросли в 2,7 раза — до 5809 единиц, а Toyota показала рост на 19% с 4165 проданными автомобилями. Замыкает десятку китайская Omoda с результатом 3427 реализованных автомобилей, что на 18% меньше, чем в прошлом году.
Среди моделей Lada Granta заняла первое место с продажами 15 183 автомобилей, что на 28% меньше, чем в прошлом октябре. Haval Golion занял второе место с показателем 9229 проданных машин (-19%). Lada Vesta расположилась на третьем месте с результатом 7453 автомобиля (-34%). Geely Monjaro показал рост на 24% с 6435 проданными машинами, а Haval M6 вырос в 1,7 раза до 6203 единиц.
За период с января по октябрь 2025 года продажи новых легковых автомобилей в России сократились на 20% — до 1,061 млн штук. Однако по данным Минпромторга России, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в октябре выросли более чем на треть по сравнению с предыдущим месяцем.
Этот показатель стал самым высоким за год, хотя продажи все еще остаются почти на 5% ниже рекордного уровня прошлого года. Такие данные предоставил Минпромторг на основе регистраций электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС) от АО «Паспорт промышленный консалтинг» (СП «Автостата» и оператора ЭПТС).
Согласно отчету министерства, в октябре на российском рынке было продано 175,9 тысячи новых легковых автомобилей и LCV. Это на 4,8% меньше, чем в октябре 2023 года, и на 34,2% больше по сравнению с сентябрем текущего года. Из них 164,6 тысячи — легковые автомобили (-2,3% по сравнению с прошлым годом и +34,9% по сравнению с сентябрем), а 11,2 тысячи — легкая коммерческая техника (-30,5% по сравнению с прошлым годом и +24,3% по сравнению с сентябрем). Продажи грузовиков в октябре составили 6 058 штук (-53% по сравнению с прошлым годом и +39% по сравнению с сентябрем), а автобусов — 1 515 штук (-16% по сравнению с прошлым годом и +42% по сравнению с сентябрем).
Продажи легковых автомобилей в октябре достигли рекордного уровня с октября 2023 года, приблизившись к отметке в 168,5 тыс. единиц. Это связано с повышением утилизационного сбора в 1,7 раза с 1 октября 2023 года и возобновлением мер государственной поддержки спроса. После октябрьского увеличения спроса накопленный спад за девять месяцев составил 22% по сравнению с первыми тремя кварталами 2024 года, когда было реализовано 895 923 автомобиля.
Одновременно с этим продолжает расти на старых запасах рынок подержанных автомобилей. Здесь появляются уже китайские модели, однако следует вспомнить, что в 2023 году в Россию было завезено 700 тыс. автомобилей с пробегом. Основными странами-экспортерами подержанных автомобилей стали тогда Япония (включая праворульные транспортные средства), Южная Корея и страны Европейского Союза.
Популярность подержанных иномарок обусловлена тем, что для многих потребителей они представляют собой единственный доступный способ приобретения автомобилей известных японских, корейских и немецких брендов. Данный сегмент рынка оказывает положительное влияние на конкурентную среду, создавая альтернативу новым китайским автомобилям и сдерживая чрезмерный рост цен на них.
Автокредитование продолжает оставаться ключевым фактором, стимулирующим продажи автомобилей. Согласно отчету «Оценка автокредитов. Кросс-анализ по маркам и регионам», наблюдается увеличение объемов выдачи автокредитов, особенно в регионах, что связано с реализацией государственных программ поддержки и развитием локального производства.
Однако следует вспомнить, что с 1 декабря 2025 года правительство вводит новые правила расчета утилизационного сбора на легковые автомобили. Ранее предполагалось, что изменения вступят в силу с 1 ноября, но Минпромторг перенес срок. Базовая ставка сбора будет зависеть от типа и объема двигателя, а коэффициент — от его мощности. Льготные коэффициенты сохранятся для автомобилей с двигателем мощностью до 160 л. с., ввозимых физическими лицами для личного пользования. В Минпромторге это решение объяснили растущей популярностью машин с небольшими объемами двигателя и гибридов, что делает прежний механизм расчета сбора неактуальным. Не в последнюю очередь изменения правил утильсбора подстегнули продажи автомобилей в октябре. Но по итогам декабря и первого квартала 2026 года аналитики ожидают очередной спад активности покупателей. Начало года — это «мертвый сезон», но введение дополнительного утильсбора еще ухудшит сезонную динамику. В таких условиях дальнейшее восстановление авторынка будет зависеть лишь от дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021