
«Нынешняя напряженность вызвана сочетанием конъюнктурных шоков и системных проблем, а не проинфляционных факторов. Фундаментальной причиной стало резкое сокращение предложения на внутреннем рынке, а не увеличение спроса или номинальный рост издержек. Поэтому нормативное закрепление инициативы НАС может породить новые системные риски», — пояснил Дмитрий Тортев.
По его словам, установление жесткого потолка может окончательно подорвать экономические стимулы для независимых игроков, которые и так работают на грани рентабельности.
«В долгосрочной перспективе это ведет к дальнейшей концентрации рынка в руках вертикально интегрированных компаний и снижению конкуренции. Проектируемая мера не решает ключевых проблем: необходимости восстановления поврежденных НПЗ и модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в условиях санкционного давления. Администрирование цен в условиях физического дефицита лишь усугубляет перекосы, что мы уже видели в советской практике», — сказал эксперт.
Добавим, что сегодня утром газета «Известия» писала об обращении Национального союза к главе ФАС России Максиму Шаскольскому с предложением установить потолок цен на топливо на заправках.
«В условиях, когда правительство взяло на особый контроль ситуацию со снабжением топливом и его стоимостью на российских заправках, считаем целесообразным ввести некий потолок цен на АЗС — специальный механизм контроля. Он должен рассчитываться с помощью ценового индекса: стоимость топлива не должна превышать среднюю по региону в соответствующий день 2024 года плюс уровень накопленной инфляции», — пояснил «Известиям» глава союза Антон Шапарин.
По его словам, действующие механизмы регулирования работают с вертикально интегрированными компаниями (ВИНКами), сети которых придерживаются более стабильной ценовой политики, а независимые АЗС свободны в своем ценообразовании. На отдельных заправках Аи-92 стоит уже более 70 руб. за л, что на 4 руб. выше средней стоимости.