Дата: 09.11.2022

Авторынок не выезжает из пике

Авторынок не выезжает из пике За январь-сентябрь 2022 года в Свердловской области объем выданных автокредитов составил 13,1 млрд руб. Это на 48,8% меньше, чем в аналогичный период прошлого года — 25,6 млрд руб. Об этом говорится в исследовании Национального бюро кредитных историй (НБКИ).

Отметим, что по этому показателю Средний Урал находится на девятом месте среди 30 российских регионов. Однако здесь наблюдается наибольшее снижение объемов выдачи автокредитов — минус 48,8%. Следом идет Москва (минус 47,2%), Самарская (минус 45,2%), Нижегородская (минус 44,3%) и Челябинская (минус 44,1%) области.

«Я думаю, что первое место у Среднего Урала, возможно, связано с доходами населения. Люди, которые могут себе позволить купить автомобиль, покупают его без кредита. Эта прослойка велика в Екатеринбурге. Обратите внимание: первые два региона — одни из самых богатых», — прокомментировал независимый финансовый аналитик Григорий Вахитов.

Тенденция к сокращению автокредитования в годовой динамике наблюдается и в среднем по России. Если в январе-сентябре 2021 года подобных займов было выдано на 834,3 млрд руб., то в 2022 — на 494,6 млрд руб. (минус 40,7%). Для сравнения: в этот же период 2020 года выдача составила 529,9 млрд руб.

«Выдача автокредитов в этом году похожа на ситуацию 2020 года с его «карантинной» весной. Так, объемы выданных кредитов на покупку автомобилей в текущем году совсем немного уступают «пандемийному» 2020 году. Но в сравнении с прошлым годом падение выдачи в этом сегменте весьма существенно, и объясняется не только ростом рыночных ставок в марте-апреле, но и общим дефицитом новых автомобилей. При этом необходимо учитывать тот факт, что поддержку сегменту автокредитов и всему авторынку оказывает возобновившаяся в июле государственная программа льготного автокредитования», — отметил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

Добавим, что в течение года в целом наблюдается падение продаж машин. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в октябре продажи легковых и легких коммерческих автомобилей составили 45 тыс. 228 штук. Это на 62,8% (75 тыс. 481 шт.) меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Ранее ассоциация сообщала, что за январь-сентябрь в России было реализовано на 59,8% автомобилей меньше, чем год назад. В сентябре продажи новых и легких коммерческих автомобилей упали на 59,6% по сравнению с сентябрем 2021 года — до 46 тыс. 498 единиц.

Похожие данные приводит аналитическое агентство «Автостат». В октябре объем рынка новых легковых автомобилей составил 43 тыс. 308 ед., что на 63,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. За 10 месяцев россияне приобрели 518 тыс. 011 «легковушек». Это на 59,6% меньше, чем в январе-октябре 2021 года. Причем положительную динамику продаж показали только машины китайского бренда EXEED.

Г. Вахитов связывает сложившуюся динамику продаж в первую очередь с отсутствием автомобилей и ростом цен на оставшиеся.

«На рынке авто у нас, мягко говоря, коллапс. В первую очередь это происходит из-за того, что автомобили больше не производятся на территории РФ. Основной объем производимых автомобилей был из импортных запчастей. Машинокомплекты поступали из-за границы. Пока на складах еще что-то было, то худо-бедно собирались, а где-то работа сразу же остановилась», — считает эксперт.

Также он напомнил о скачке цен, который произошел в феврале и весной. В какой-то момент продажи автомобилей падали даже на 90%. Частично заместить транспорт ушедших производителей удалось за счет китайских брендов, продукции «АвтоВАЗа» и параллельного импорта.

Поскольку цены «взлетели», то и сами покупатели предпочли воздержаться от таких дорогих покупок. Причем Г. Вахитов обратил внимание, что стоимость новых машин потянула за собой и б/у.

Добавим, что сейчас говорить о предпосылках восстановления рынка сложно. Экономические последствия частичной мобилизации и последующих за ней новых санкций лишь способствуют укреплению сберегательной модели поведения со стороны потенциальных покупателей. Резкого роста числа новых автомобилей также ожидать не стоит. Поэтому можно предположить, что текущие тенденции сохранятся.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать