Дата: 27.07.2022

Светлана Климук: Говорить о потерях областного бюджета преждевременно

Светлана Климук: Говорить о потерях областного бюджета преждевременноНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответила исполняющая обязанности министра финансов Свердловской области Светлана Климук.

— Светлана Дмитриевна, после 24 февраля экономическая ситуация в стране сильно изменилась. Как это сказалось на доходной части областного бюджета?

— Да, современная внешнеэкономическая ситуация влияет на результаты деятельности предприятий и организаций всех отраслей экономики Российской Федерации и Свердловской области и отражается на исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Первыми почувствуют влияние санкций экспортно ориентированные предприятия черной и цветной металлургии. Учитывая установленные в Российской Федерации сроки уплаты налоговых платежей, бюджет ощутит влияние санкций на один-два квартала позднее, чем налогоплательщики.

В то же время на поступления в бюджет окажет положительное влияние выстраивание новых логистических цепочек организациями других отраслей экономики (например, розничная и оптовая торговля, бытовые услуги).

С учетом совокупного влияния всех факторов в текущих условиях ожидается, что объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 2022 год будет не ниже уровня 2021 года.

— Что можно в целом сказать о ходе исполнения областного бюджета за 2022 год? Насколько успешно выполняются плановые показатели? Какие вносятся корректировки?

— Считаем, что исполнение бюджета показывает хорошую динамику: за I полугодие исполнение по расходам составило 47,8% от плановых показателей. В I полугодии в областной бюджет поступило 151,4 млрд руб. налоговых и неналоговых доходов. Общий объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 2022 год в текущих условиях ожидаем на уровне 2021 года.

Напомню, что в конце июня в закон об областном бюджете на 2022 год и плановый период были внесены корректировки, где расходы областного бюджета на текущий год увеличены. Средства в том числе предусмотрены на ежемесячное пособие на детей в возрасте от 8 до 17 лет, на зарплату и индексацию оплаты труда различных категорий «бюджетников», на предоставление мер социальной поддержки исходя из нового МРОТ. Также увеличены расходы в сфере благоустройства, спорта, переселения из ветхого жилья и нового жилья для детей-сирот.

— Каковы основные приоритеты работы свердловского минфина в текущей экономической ситуации?

— При подготовке проекта областного бюджета на 2023 год необходимо проводить ответственную и сбалансированную бюджетную политику, соблюдая баланс между мерами поддержки и сохранением финансовой стабильности, распределяя бюджетные ресурсы с учетом их стратегических приоритетов, выявляя и используя дополнительные резервы для достижения поставленных перед Свердловской областью задач.

Отмечу, что при исполнении бюджета в первоочередном порядке и в полном объеме финансируются социальные и публичные расходные обязательства; расходные обязательства Свердловской области, возникающие при реализации мероприятий федеральных государственных программ и проектов в рамках достижения национальных целей. Обеспечивается выполнение всех денежных обязательств.

— Как можно минимизировать потери областного бюджета?

— Доходы бюджета сегодня поступают в соответствии с утвержденным прогнозом, поэтому говорить о «потерях областного бюджета» преждевременно.

— Какие меры предпринимаются, чтобы нарастить доходный потенциал Свердловской области?

— В Свердловской области сложилась многолетняя практика работы по повышению доходного потенциала. Сейчас этой работе уделяется особое внимание. Напомним, в консолидированный бюджет региона в 2021 году обеспечено поступление 18,2 млрд руб. — это на 7,5 млрд больше, чем в 2020 году. Большая часть дополнительных доходов сформирована благодаря работе по легализации заработной платы, снижению недоимки, ликвидации убыточности, адресной работе с налогоплательщиками. Так, более 2 тыс. работодателей региона увеличили заработную плату своим сотрудникам, что сказалось на росте поступления НДФЛ в консолидированный бюджет региона.

Другое направление — работа по оздоровлению государственных финансов, рациональному подходу к их использованию. Это снижение начальной цены контрактов, оптимизация сети госучреждений, инвентаризация имущества, погашение дебиторской задолженности. Сегодня мы обращаем особое внимание всех распорядителей бюджетных средств на необходимость особенно тщательно подходить к бюджетным тратам.

— Насколько комфортным для региона является текущий размер госдолга? Планируют ли власти выпускать облигации, занимать кредиты у коммерческих банков? На какие цели пойдут эти деньги?

— Текущий размер госдолга позволяет в полном объеме исполнять все обязательства Свердловской области и реализовать поставленные задачи.

Напомню, что на 1 июля государственный долг Свердловской области составил 33,4% от общего планового объема доходов бюджета за 2022 год без учета объема безвозмездных поступлений. В структуру госдолга вошли обязательства по бюджетным кредитам и государственным ценным бумагам.

Хочу обратить ваше внимание, что по результатам оценки министерства финансов Российской Федерации Свердловская область отнесена к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.

В соответствии с программой государственных внутренних заимствований, в 2022 году Свердловской областью планируется осуществить размещение государственных ценных бумаг в целях финансирования дефицита бюджета и погашения долговых обязательств в размере 4,9 млрд руб., привлечение бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в размере 5,1 млрд руб. (из них на 1 июля 2022 года привлечено 2,5 млрд руб.); привлечение бюджетного кредита для погашения долговых обязательств в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций в размере 8,2 млрд руб. (планируется погашение государственных ценных бумаг в размере 7,4 млрд руб. и предоставление кредитов муниципальным образованиям Свердловской области для замещения рыночных заимствований в размере 832,1 млн руб.).

— Какими будут приоритеты при формировании бюджета на 2023 год?

— Среди основных приоритетных подходов к формированию бюджета на 2023 год — поддержка устойчивости экономики Свердловской области с возможностью оперативного реагирования на изменения экономической ситуации и сохранение рабочих мест. Также важно повышать эффективность расходов областного бюджета и выявлять дополнительные доходные источники.

Вы знаете, что бюджет Свердловской области имеет ярко выраженную социальную направленность, поэтому в 2023 году необходимо в полном объеме выполнить все наши социальные обязательства. А также обеспечить оплату труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами президента Российской Федерации; провести ежегодную индексацию зарплаты иных категорий бюджетников.

Сегодня уже идет работа по подготовке проекта бюджета, в сентябре пройдут традиционные для нашего региона согласительные процедуры с муниципалитетами. Рассчитываем на конструктивную совместную работу с главами муниципалитетов, руководителями министерств и ведомств и нашими депутатами.

Фото с сайта министерства финансов Свердловской области
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать