Дата: 26.04.2022

Дизайн, деньги и ткани

Дизайн, деньги и тканиЛегкая промышленность — от дизайна одежды до ее массового производства — надеется стать одним из драйверов развития российской экономики в период ожидаемого импортозамещения из-за международных санкций. Это обсуждали на заседании наблюдательного совета платформы «Россия — страна возможностей» 20 апреля 2022 года.

Комментируя выступление екатеринбургского дизайнера Инны Королевой, участвовавший в мероприятии президент РФ Владимир Путин отметил, что власти намерены оказывать поддержку малому и среднему бизнесу — именно производство одежды может стать успешным с точки зрения импортозамещения.

«Что касается поддержки со стороны государства, мы, конечно, будем это делать. Сейчас я не буду перечислять все виды поддержки в области малого и среднего бизнеса. Мы будем над этим думать и будем предлагать эти решения, будем всячески развивать», — сказал Владимир Путин.

Сама Инна Королева, дизайнер и основатель дизайн-бюро униформы «РФФОРМА», рассказала, что для встречи с президентом подготовила список из пяти пунктов, направленных, по ее мнению, на развитие отечественной fashion-индустрии. В перечне, который она передала, — подготовка кадров, поддержка ремесленных традиций и мастерских, создание бренда «Сделано в России». Участие в мероприятии уже принесло свои плоды — в ближайшее время Инна Королева может стать участником креативного кластера Свердловской области «Домна», созданного при поддержке губернатора Свердловской области и Агентства стратегических инициатив.

Как отмечают участники рынка, легкая промышленность в Свердловской области последние годы переживает период подъема. По данным министерства промышленности и науки, на сегодняшний день в Свердловской области в этой сфере работают более 600 предприятий, большинство из них находятся в сегменте среднего и малого бизнеса. Согласно информации ведомства, по итогам 2020 года жители региона потратили на покупку одежды 70 млрд руб., что создает для местных производителей возможности для существенного роста.

Примером уровня развития модной индустрии в Свердловской области может служить и прошедшая этой весной Неделя моды в Екатеринбурге.

В мероприятии приняли участие более 50 производителей одежды для взрослых и детей из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска. Неделю моды посетили 2,5 тыс. гостей, в том числе представители администрации уральской столицы, специалист представительства МИД РФ в Екатеринбурге, генеральные консулы Франции и Таджикистана, вице-консул Венгрии, почетный консул Италии, представители консульства Монголии, руководитель СРОО «Грузинское общество «Сакартвело», представители деловой элиты Турции, а также участники делового сообщества, культурной среды, шоу-бизнеса, селебрити Екатеринбурга и более 30 СМИ, оказывавших информационную поддержку. Всего в организации показов было задействовано около 1 тыс. профессиональных моделей, более 100 специалистов индустрии красоты, более 50 профессиональных фотографов, более 50 волонтеров и 75 блогеров и лидеров мнений.

Растущий интерес к проекту — показатель того, что модная индустрия на Урале существует и нуждается в поддержке и развитии на всех уровнях.
Первые заметные шаги в этом направлении были сделаны еще в пандемию, когда резкое сокращение объемов зарубежных поставок и нарушение логистических связей дали в руки местных производителей важное преимущество — скорость.

«Важное конкурентное преимущество России — более короткое логистическое плечо и курс рубля, что стало особенно важным именно в последнее время, когда из-за коронавируса мировые транспортные связи были серьезно нарушены. А для внутреннего рынка сейчас выполнять заказы со сроком исполнения месяц или два может в принципе только Россия, а не зарубежный производитель», — считает председатель отраслевого комитета Уральской торгово-промышленной палаты, основательница и главный исполнительный директор группы компаний «Строчка» Юлия Лопаницына.

Сейчас, в ситуации, когда многие иностранные бренды покидают российский рынок, появляются дополнительные стимулы для развития модной индустрии, прежде всего неудовлетворенный спрос.

«Наши люди привыкли красиво и можно одеваться. Несмотря на любые трудности, они будут продолжать это делать. И наша задача — дать им такую возможность. Сейчас у нас есть для этого все необходимое — опыт, технические наработки, отлаженные производственные процессы, понимание запросов аудитории и умение шить на специфическую российскую, уральскую фигуру. Думаю, уже в ближайшее время мы увидим рост спроса на одежду нашего производства», — считает дизайнер одежды, руководитель модного дома «Соло-дизайн» Наталья Соломеина.

По словам пресс-атташе Недели моды в Екатеринбурге Юлии Федотовой, именно сейчас у российских дизайнеров есть прекрасная возможность занять ниши, которые освободились после ухода иностранных брендов. Частично или полностью это вопрос времени и финансов.

«Однако многие к этому готовы. В России есть сильные школы по подготовке дизайнеров одежды, и Екатеринбург в их числе. Кафедра «Дизайн одежды» Уральского государственного архитектурно-художественного университета и лично профессор кафедры Людмила Кокорева готовит специалистов высочайшего уровня. С гордостью мы можем сказать, что ее выпускники работают в известных российских и зарубежных брендах одежды и аксессуаров, а многие уже долгие годы занимают нишу известных дизайнеров Екатеринбурга», — пояснила Юлия Федотова.

Как отметила директор Недели моды в Екатеринбурге Надежда Матюхина, сравнивая иностранные бренды и наших дизайнеров, можно точно сказать, что российские бренды зачастую создают гораздо более интересные коллекции одежды и, что особенно важно, по более привлекательным для потребителей ценам.

«Для широкого потребления им не хватает известности и престижа. Именно эти два пункта — известность и престиж — и смогут ускорить процессы импортозамещения. И если сейчас правильно задать курс на продвижение брендов и активизировать поддержку со стороны государства, то все эти шаги в совокупности помогут дизайнерам добиться постоянных контрактов в своей отрасли. Ведь успешные отечественные бренды — это новые рабочие места для работников швейной отрасли, специалистов в области маркетинга, продвижения и PR, стилистов и других профессионалов. Мы тщательно следим за политическими деятелями РФ. Нас радует, что в последнее время поступают очень хорошие новости для российской модной индустрии. Это, в частности, выступление президента РФ В. В. Путина, в котором он говорит: «Если с нашего рынка кто-то уходит, то, безусловно, свято место пусто не бывает. И мне бы очень хотелось, чтобы именно отечественные производители и дизайнеры заняли это место. Будем помогать», — сообщила Надежда Матюхина.

«Я всегда вижу новые возможности, и сейчас они есть. Пока российский рынок не в состоянии заполнить все ниши, так как это очень большой бизнес. От нас ждут того, что мы давно уже и предлагаем: хороший сервис, качественный и уникальный продукт, индивидуальный подход к каждому клиенту. К нам приходят люди за эмоциями, а они особенно нужны в тяжелые времена», — отмечает дизайнер одежды Маша Варламова.

В то же время представители индустрии говорят и о проблемах, которые стоят сегодня перед отечественной легкой промышленностью.

«Главный больной вопрос — это проблемы с кадровыми ресурсами: рабочие профессии вообще непопулярны в текущий исторический период. Существующие обучающие центры учат работать на устаревшем оборудовании. В отрасли чувствуется острый кадровый кризис. Грубо говоря, производить некому. Этот вопрос нужно решать, объединив ресурсы всей отрасли в партнерстве с государством, учебными центрами. Мы как бизнес готовы выделять стипендиальный фонд, формировать целевой заказ, предоставлять для обучения современное оборудование», — отмечает Юлия Лопаницына.

«Настало время, когда мы, организаторы Недели моды в Екатеринбурге, обращаемся к городским и региональным властям с просьбой оказать всестороннюю поддержку нашему проекту, который успешно работает уже более 8 лет. Поддержка властей позволит мероприятию выйти на новый уровень и стать не только самым масштабным и знаковым fashion-проектом Урало-Сибирского региона, но и привлечь к нему внимание дизайнеров и профессионалов модной индустрии со всей страны. Поддержка правительства — это вложение в развитие креативной экономики города, Свердловской области и страны в целом», — считает Надежда Матюхина.

«Есть проблемы с кадрами, с тканями, с быстрым наращиванием производственных мощностей. Во всех этих сферах было бы хорошо увидеть меры государственной поддержки. Они хорошо известны и понятны — это развитие профессионального образования, нашей собственной легкой промышленности, помощь малому бизнесу в виде льготных кредитов и грантов на развитие производства. Надеюсь, государство поможет в решении этих вопросов», — отмечает Наталья Соломеина.

«В России не поддерживали долгие годы производство и тем более малый бизнес именно в нашей отрасли. Мы даже не получили льгот во время пандемии, нас не было в льготных списках. А было бы хорошо, если бы наши дизайнеры получали поддержку в виде софинансирования участия в выставках как местного, так и международного уровня хотя бы с дружественными странами, такими как Казахстан и Белоруссия. С финансовой точки зрения нас, конечно же, интересует льготное кредитование. Кроме того, было бы неплохо, если бы предприятия, которые стабильно проработали более 20 лет на площадях, арендуемых у государства, могли получить эти площади на льготных условиях. С удовольствием пустили бы деньги, затрачиваемые на аренду, в ремонт входной группы и покупку оборудования», — рассказывает Маша Варламова.

Можно надеяться, что понимание проблем отрасли теперь есть и у высшего руководства государства.

Фото с сайта www.morguefile.com
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать