Дата: 28.03.2022

Павел Мартьянов: Парк как точка роста и центр экосистемы

Павел Мартьянов: Парк как точка роста и центр экосистемыО реконструкции городского Парка культуры и отдыха ИАА «УралБизнесКонсалтинг» рассказал глава муниципального образования «городской округ Богданович» Павел Мартьянов.

— Павел Александрович, почему именно реконструкция городского Парка культуры и отдыха стала прорывным проектом в развитии Богдановича?

— Все дело в географии нашего города. Богданович всегда был и остается важным транспортным узлом. Само его возникновение связано со строительством Транссибирской магистрали. Первоначально он возник как железнодорожная станция Аверино, место пересечения Транссиба с веткой, соединяющей Каменск-Уральский и Реж, и до сих пор железная дорога играет большую роль в жизни города. Даже тот парк, о котором мы сегодня говорим, изначально был Садом железнодорожников. Но, кроме того, сегодня Богданович еще и важный транспортный узел на Сибирском тракте. Ежедневно через город проезжает 20-30 тыс. автомобилей. Это не только большегрузные фуры, но и люди, едущие из Екатеринбурга в Тюмень, с наших северных регионов на юг, в отпуск или на каникулы. Через город чередой идут туристические автобусы. Это огромный трафик, которой может и должен стать драйвером для развития города. Мы должны «оседлать» этот поток и направить его на благо Богдановича.

Сейчас эти машины проезжают через город, вдоль парка. И именно парк должен стать своеобразной точкой притяжения для всех этих людей, якорем, который «зацепит» их внимание и заставит остановиться. Он станет центром целой экосистемы, которая будет включать места, где можно остановиться, перекусить, отдохнуть, посмотреть что-то интересное, принять участие в спортивных или культурных активностях. И, как следствие, оставить некоторую сумму в бюджете Богдановича.

Павел Мартьянов: Парк как точка роста и центр экосистемы

Именно поэтому мы изначально задумывали парк не только как центр отдыха горожан — скажем честно, для Богдановича он велик — а как точку прорыва, которая начнет подтягивать к себе бизнес и развивать город. Вокруг него сформируется индустрия гостеприимства. Востребованной окажется и другая культурная инфраструктура города — два наших музея, два кинотеатра, которые также были реализованы благодаря федеральным проектам. Кстати, Богданович — единственный город в Свердловской области, который два раза участвовал в федеральном конкурсе по устройству кинотеатров, и оба раза мы их реализовали, и они работают на сегодняшний день. Привлечь в них новых зрителей, в том числе за счет гостей города, — еще одна задача, с которой должен справиться наш парк.

— На какие средства реализуется столь масштабный проект?

— Проект этот действительно сложный и комплексный, средства на него мы получаем из бюджетов трех уровней. Основу составляет федеральный грант в 70 млн руб. Чтобы его получить, мы выиграли конкурс проектов городских парков для населенных пунктов с числом жителей до 50 тыс. человек. Наш проект был признан лучшим в стране, и мы получили федеральные средства. Второй источник финансирования — областная программа «Формирование комфортной городской среды». И остатки — порядка 26 млн руб. —деньги местных предпринимателей. Одни местные предприятия выделили средства, другие — помогли стройматериалами или рабочей силой. В виде такой помощи мы получили три железнодорожных вагона, в которых у нас разместятся музей, лекторий и ресторан. На подходе — настоящий паровоз.

— Железнодорожная тема станет одной из центральных в парке?

— Да, и это не случайно. Дело в том, что в этом году у нашего парка юбилей — ему исполнится 95 лет. Он был разбит в 1927 году рабочими железной дороги и назывался Сад железнодорожников. Как я уже говорил, наш город вырос из станции Аверино и был назван в честь создателя Транссиба генерала Богдановича, первого почетного гражданина Екатеринбурга и в будущем — почетного старосты Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Связи между железной дорогой и парком, как и в целом железнодорожная история в Богдановиче, очень сильны. В городе много железнодорожных традиций. Два героя Великой Отечественной войны уходили именно с железной дороги. Потом уже Огнеупорный завод стал перехватывать первенство в городском самосознании за счет большего числа работников.

Прямая дорога соединяла парк с проходной огнеупорного завода — градообразующего предприятия Богдановича. Согласно замыслу архитекторов, человек должен был по прямой линии — сегодня это улица Гагарина — идти от места работы к месту отдыха. Память о железнодорожниках и огнеупорщиках до сих пор сохраняется в парке, и мы работаем с обоими предприятиями, чтобы эту идентичность сохранить и поддержать.

Так, «Стена времени» в парке выложена из огнеупорного кирпича, а часть дорожек в зоне отдыха с высоты птичьего полета сделаны так, что выглядят как рельсошпальная решетка. В парке используются и соответствующие цветовые решения: терракотовый цвет огнеупорного завода, серый цвет известняка напоминает о другом нашем крупном предприятии: раньше оно называлось Комбинат строительных материалов, сейчас — Первая нерудная компания. Железная дорога присутствует со своей идентичностью в виде вагонов.

Павел Мартьянов: Парк как точка роста и центр экосистемы

В свое время сад был переименован в Парк культуры и отдыха имени Горького, и сейчас обсуждается вопрос, надо ли возвращать ему первоначальное название.

— То есть парк выступает связующим звеном между прошлым и будущим города?

— При этом мы не забываем и о настоящем. Конечно, парк является точкой сборки новой экосистемы, но и любимым местом отдыха горожан он быть не перестает. Объединить все эти функции в одном пространстве было не просто, но мы очень старались.

Сегодня в парке есть где погулять и отдохнуть: развлекательный контент там есть по определению. Есть площадки для концертов, амфитеатры. Рядом сформирован образовательный кластер, в котором есть возможность проводить бизнес-школы, мастер-классы, публичные лекции, то есть открытое общественное пространство для диалога. Один умный человек сказал, что город — это диалог городских сообществ, и там как раз место для такого диалога появляется на сегодняшний день. Рядом мы создаем места для субкультур, в том числе и нашего рок-клуба. В парке же могут проходить городские праздники, спортивные соревнования.

Павел Мартьянов: Парк как точка роста и центр экосистемы

У нас в проекте есть летняя эстрада. В парке уже построен амфитеатр — маленькая площадка для небольших публичных мероприятий, выступлений. Мы там планируем летний кинотеатр. Очень гармонично встала «Стена времени», которая будет экраном. Также сформирована детская территория: достаточно большая детская площадка, там есть лазилки, тарзанки. Все современное, сертифицированное. Даже смогли несколько объектов успеть заказать из Чехии.

Павел Мартьянов: Парк как точка роста и центр экосистемы
Сектор № 1 «Выставка»; Сектор № 2 «Тренажерный зал под открытым небом»; Сектор № 3 «Стрит бол»; Сектор № 4 «Скейт парк юниор и профи»; Сектор № 5 «Паркур площадка»; Сектор № 6 «Зеленая лужайка»; Сектор № 7 «Настольные игры»; Сектор № 8 «Амфитеатр»; Сектор № 9 «Аттракционы»; Сектор № 9 «Фудкор»; Сектор № 10 «Детская площадка»; Сектор № 11 «Событийное поле»; Сектор № 12 «Вагон-кафе. Вагон-музей. Вагон-лекторий»; Сектор № 13 «Административный блок».

К нему мы добавляем и спортивную составляющую, ведь Богданович всегда был спортивным городом. Спортивные площадки и воркауты сегодня уже возведены и работают. А наш скейт-парк построен так, чтобы принимать соревнования международного уровня. Второго такого в Свердловской области просто нет. Он разработан по всем правилам этого спорта, строила его компания FK-ramps, таких площадок всего пять в России. Построили мы и паркур-парк. Это интересно, посмотрим, как это работает, потому что обычно площадки для экстремальных видов спорта на муниципальной территории никто не ставит. Но там внизу песок, все травмобезопасно.

Павел Мартьянов: Парк как точка роста и центр экосистемы

В парке есть достаточно большая территория для проведения концертов. Мы называем ее зоной массовых мероприятий. Исторически там были построены трибуны на 2 тыс. мест. Мы их оставляем, и напротив будет профессиональный сценический комплекс — он уже куплен. На этом месте мы всегда проводим День города и карнавалы, посвященные Дню города и Дню металлурга. Эти истории у нас достаточно масштабные, фигуры для праздника ограничиваются только радиусом разворота фур и высотой проводов в городе. Обычно это очень масштабные и красивые сооружения.

— Одновременно парк задает и высотную доминанту города своим колесом обозрения.

— Да, колесо обозрения — это историческая гордость парка. Такие объекты сейчас можно пересчитать по пальцам. С 2016 года аттракцион не работал. Обычно такие колеса, доставшиеся нам в наследство от прошлых эпох, практически невозможно восстановить. Но горожане выступили за ремонт. В 2020 году мы получили грант министерства инвестиций и развития на его капитальный ремонт. В прошлом году работы были завершены, и, когда установится плюсовая температура, оно пройдет аттестацию и начнет работать.

Павел Мартьянов: Парк как точка роста и центр экосистемы

Диаметр колеса обозрения — 28 метров, с него видно весь город и окрестности. Благодаря совместным усилиям администрации и министерства инвестиций, колесо обозрения стало ярким пятном, центральной «люстрой» парка, которую видно со всего города и из проезжающих электричек.

— Парк будет способствовать развитию близлежащих территорий?

— Парк формирует ядро зоны притяжения туристов. И мы начали изучать, что есть рядом. Исследовали вместимость расположенных поблизости баз отдыха. Скажем честно — пока этих мощностей откровенно недостаточно: все базы до ста мест, и даже если их заполнить все пять, этого не хватит. Надо строить мотели.

Нашлись уникальные туристические места в городском округе, в шаговой доступности и достаточно близко, в которые турист может заехать и приятно удивиться. Например, база Паршино, где разводятся уникальные сорта уральской рыбы. Особенность этого места в том, что там много ключей — около 30 источников, — которые бьют из земли. Благодаря этому вода холодная, и рыба вынуждена вести себя по-другому и кормиться по-другому. Она более жирная и вкусная. Даже местная щука не пахнет тиной, мясо у нее жирное, не сухое.

Есть планы по строительству своего Баден-Бадена. Кроме того, в шаговой доступности у нас есть реликтовое озеро Куртугуз с лечебными грязями. Рядом стоят курганы, где найдены захоронения, останки IV-III вв. до н. э. Вокруг есть растения, которые не видоизменились с того времени. Рядом смело можно ставить музей уральской археологии.

Каждая деревня на Сибирском тракте, какую ни копни, обросла легендами и сказками. То же Каменное озеро, хотя стоит в отдалении, но вокруг него лежат красивые горные породы, а у самого водоема есть определенные циклы: 16 лет озеро наполняется водой, и в следующий промежуток вода уходит. И жители рассказывают местную легенду, что на этом озере жили люди-чуди, которые выходили из воды. Или деревня Чернокорово, названная так, потому что вдоль Сибирского тракта на ней росли березы с черной корой — на них ориентировались лошади и путники зимой, когда все вокруг заметало снегом. Так что у нас вокруг есть масса замечательных мест, куда можно заехать.

— Когда вы планируете открытие парка?

— Парк почти готов. Мы планируем открытие 6 августа. В этот день мы будем отмечать 95 лет парку и 75 лет городу — формально он на 20 лет моложе, чем парк.

Но уже сейчас мы работаем над следующим этапом развития нашей экосистемы. Нам нужна соответствующая инфраструктура: кафе, рестораны, мотели, точки продажи сувениров. Сейчас мы приглашаем бизнесменов из Екатеринбурга и других городов принять участие в создании этих объектов. Рядом с парком у нас уже готовы две инвестиционные площадки, к которым подведены все необходимы коммуникации, хоть завтра можно начинать застройку.

Изображения предоставлены пресс-службой администрации муниципального образования «городской округ Богданович»
Фото парка: Владимир Бастраков
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать