УрБК, Москва, 29.07.2021. Из-за разобщенности исследований и пробелов в нормативной документации в России нет благоприятной среды для разработки и внедрения новых технологий и материалов для ремонта дорог. К таким выводам пришла Счетная палата РФ по итогам исследования на данную тему.
«В период 2018-2020 годов на автомобильных дорогах федерального значения применено 264 технологии и материала, отнесенных к новым. Вместе с тем 168 технологий и материалов или 63,6% по факту не являются новыми», — рассказал аудитор Валерий Богомолов.
Отсюда вытекает первая проблема — терминология. Определения понятиям «новые технологии», «новые технологические решения» и «новые материалы» нигде не закреплены. Также отсутствуют критерии того, что считать новым. При этом СП отмечает недостаточный уровень научно-исследовательских работ и отсутствие официальных испытательных полигонов.
Среди системных проблем специалисты называют отсутствие государственного органа, который бы отвечал за создание благоприятных для инноваций условий. Далее следует отсутствие регламента разработки и внедрения новых технологий и материалов. Оценка итогов их применения, эффективности в том числе в долгой перспективе тоже не проводится.
«На федеральном уровне осуществляются две параллельные практики согласования стандартов организаций на инновационную продукцию. В результате это приводит к необходимости дублирования испытаний технологий и материалов как в подведомственных Росавтодору учреждениях, так и в региональных органах управления дорожным хозяйством», — объяснил В. Богомолов.
В 2020 году был учрежден Реестр новых и наилучших технологий для осуществления дорожной деятельности. В него включено более 300 технологий. Но в Счетной палате заявили, что в нем множество ошибок как с точки зрения отчетности, так и проведения экспертных согласований.