Дата: 09.12.2020

Турбизнес меняет приоритеты

Турбизнес меняет приоритетыПредварительные итоги работы туротрасли в условиях пандемии COVID-19 в 2020 году показывают значительное снижение турпотока на зарубежных направлениях на фоне роста более чем на 30% среднего чека на отдых. Въездной туризм испытывает еще большие сложности: в данном сегменте потери оцениваются экспертами в 95-97%. В этих условиях основным полем деятельности турбизнеса сегодня становится организация путешествий внутри страны и конкретных регионов. Однако Свердловская область испытывает значительные сложности в части внутрирегионального туризма.

Как отметил сегодня на пресс-конференции в Екатеринбурге президент Уральской ассоциации туризма, руководитель уральского отделения Российского союза туриндустрии Михаил Мальцев, уходящий год был не просто сложным — ничего подобного отрасль не переживала за всю свою историю. Для уральских туристов и без того неблагоприятная ситуация усугубилась закрытием аэропортов региона, в первую очередь Кольцово, для международного авиасообщения.

«По Кольцово мы обладаем очень незначительной статистикой до середины марта. Далее мы можем обратиться уже к статистике путешествий туристов УрФО из других городов с августа по данный момент. Средний чек для уральцев, путешествующих за рубеж, существенно вырос: в прошлом году мы полагали, что он составляет 52-54 тыс. руб. за неделю при двухместном размещении, с авиационным перелетом. Сейчас, по нашим оценкам, он составляет не менее 70 тыс. руб.», — рассказал Михаил Мальцев.

По его словам, удорожание связано с тем, что туристам приходится дополнительно оплачивать перелет в Казань, Ростов, Москву или Санкт-Петербург. Вторая причина — введение жестких ограничений по уровню загрузки отелей в принимающих странах и другие меры безопасности, повлекшие за собой увеличение финансовой нагрузки на турбизнес. Еще один фактор, повлиявший на рост стоимости путешествий, — ассортимент, который сейчас присутствует на рынке, включает страны с традиционно дорогим отдыхом. В частности, речь идет об Объединенных Арабских Эмиратах, Сейшелах, Мальдивах.

Надежды, что Турция предложит варианты относительно бюджетного отдыха, также не оправдались. Очень жесткие требования, касающиеся отелей, не позволили вовлечь значительную часть номерного фонда: даже в летний период порядка 30% средств размещения не работали. Поэтому стоимость отдыха оставалась высокой в течение всего сезона. В результате количество россиян, отдохнувших в этом году в Турции, снизилось на 60-70% по сравнению с 2019 годом.

«В Турцию ежегодно до пандемии выезжало порядка 6-7 млн россиян. В этом году только 800-900 тыс. граждан РФ посетили ее за время летнего сезона, хоть он и был немного продлен — это в шесть-семь раз меньше, чем показатели 2019 года. Падение по выездам в Турцию составило примерно 60-70%», — пояснил президент Российского союза туриндустрии Андрей Игнатьев.

Что касается въездного туризма, по словам Михаила Мальцева, после закрытия границ состоялась лишь незначительная часть бизнес-миссий по линии министерства иностранных дел. Путевки на крупнейшие деловые события Екатеринбурга и по программам, которые представлял уральский турбизнес, были аннулированы.

Что касается внутреннего туризма, наиболее популярными остались Краснодарский край и Крым. Эксперты отмечают, что на российский юг был направлен и тот спрос, который ранее рассредоточивался по зарубежным направлениям. Соответственно, крупные туроператоры, работавшие ранее в основном на выезд, сместили акценты на внутренний турпродукт.

«В некоторых местах туристов было даже больше, чем во времена Советского Союза, когда границы были априори закрыты, и на пляже люди делили лежаки. Общее количество отдохнувших на курортах Краснодарского края — порядка 5-6 млн человек. И это было явным толчком для развития внутреннего туризма: многие губернаторы, например, Бурятии, Калининградской области, рассказали, что их объекты размещения были заполнены, даже иногда сверх возможностей. Это дало очень хороший эффект, потому что пришли инвесторы с намерением, раз сложилась такая ситуация, вкладывать деньги в туризм, в объекты размещения», — рассказал Андрей Игнатьев.

В то же время Свердловская область пока не сумела преодолеть исторически сложившиеся трудности в сегменте внутрирегионального туризма. Это касается острого дефицита туристической инфраструктуры и качественного турпродукта в пределах региона.

«В части внутреннего туризма сложилась интересная ситуация. Впервые за долгое время мы ощутили катастрофическую нехватку средств размещения на территории Свердловской области, а также наших ближайших соседей — Челябинской, Тюменской, Курганской областей, а также Пермского края. Стоимость отдыха была примерно на 40% выше, чем годом ранее», — пояснил Михаил Мальцев.

Президент УАТ отметил, что данная ситуация ставит перед уральской туротраслью целый ряд задач. Это преодоление критической нехватки средств размещения, развитие кластерного подхода, участие в любых госпрограммах, включение в работу в рамках национального проекта «Туризм», поскольку силами исключительно бизнеса решить проблему нехватки туристической инфраструктуры в регионе невозможно.

Что касается перспектив туротрасли, в ближайший год эксперты не ожидают восстановления зарубежных турпотоков, поэтому бизнесу придется выживать в основном за счет возможностей внутреннего туризма. В этой связи уральскому профсообществу следует сосредоточиться на формировании возможностей качественного отдыха в пределах Среднего Урала и создании совместных проектов с соседними регионами.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать