Дата: 24.09.2020

Минтруд предложил изменить методику расчета прожиточного минимума и перейти к общемировому стандарту

Министерство труда и социального развития предлагает с 2021 года отказаться от расчета прожиточного минимума (ПМ) как статистической стоимости корзины потребления и определить его как часть среднедушевого дохода. При этом МРОТ до 2026 года планируется установить на уровне 42% медианной зарплаты.

Как сообщает «Коммерсантъ», данный проект накануне был представлен на заседании правительства РФ. Согласно предварительным расчетам, переход от «карточной системы» расчета ПМ к общемировому стандарту обойдется в 128,5 млрд руб. дополнительных расходов в 2021 году и 439 млрд руб. в 2025 году.

Идея Минтруда заключается в переходе от «абсолютного» к «относительному» подходу — прожиточный минимум предлагается рассчитывать как долю медианного дохода по стране и на ближайшие пять лет зафиксировать ее на уровне 44,2%. При этом ПМ для трудоспособного населения предлагается определить в размере 109% от этого показателя, ПМ для детей — 97%, для пенсионера — 86% (это в среднем выше, чем сейчас).

Соответственно, МРОТ, который по закону не может быть меньше прожиточного минимума для трудоспособного населения, составит 42% медианной зарплаты в стране (она выше медианного дохода).

Действующий расчет «минимальной потребительской корзины» в РФ работает с 1999 года и с 2012 года закреплен в 227-ФЗ, но восходит, по существу, к военной и послевоенной «карточной» системе рационирования потребления в Европе. Так, в минимальной корзине 50% составляет продовольствие (42 наименования продуктов, от 126,5 кг хлеба в год на трудоспособного до 11 кг растительного масла). Стоимость данного набора рассчитывается раз в квартал (из-за чего нередко в III квартале ПМ снижается из-за сезонного снижения цен на овощи). При этом сегодняшняя «продовольственная корзина» ПМ имеет мало отношения к понятию «здоровое питание» в определении ВОЗ.

Непродовольственная часть «корзины» ПМ в настоящее время привязана к продовольственной — считается, что минимальное непродовольственное потребление должно стоить 50% продуктовой корзины, услуги — столько же. Кроме того, к прожиточному минимуму добавляются обязательные платежи и сборы. Эта «натуральная» корзина должна пересматриваться раз в пять лет — последний раз это должно было произойти в 2018 году, но из-за существенного увеличения МРОТ и доведения его до уровня ПМ пересмотр был отложен до конца 2020 года.

В российских регионах рассчитываются собственные ПМ по территориальным группам. Как показали расчеты правительства РФ, только в 13 регионах (среди них — Краснодар, Волгоград, Иваново) ПМ соответствует федеральной методике. При этом в 11 регионах (Москва, ХМАО и ЯНАО, Мурманск, Карелия) он выше, а в 61 регионе — ниже условной федеральной «нормы минимального потребления» на 4,1-36,8%.

Кроме оценки уровня бедности и установления МРОТ, прожиточный минимум используется для назначения соцподдержки (выплаты на детей, соцконтракты, соцобслуживание) и для расчета региональных и федеральных доплат к пенсии.

Согласно сегодняшней модели социального минимума потребления, закрепленной федеральным законом № 134-ФЗ в 1997 году, бедными в России считаются те, кто не имеет доходов для приобретения минимальной корзины товаров и услуг. В ЕС и в большинстве стран ОЭСР применяется относительный подход: граница бедности определяется относительно принятого в обществе «стандартного», обычного потребления.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать