УрБК, Екатеринбург, 31.03.2020. Режим повышенной готовности, введенный на территории Свердловской области, не является основанием для установления дополнительных ограничений для граждан. Об этом УрБК сказал старший партнер юридической фирмы INTELLECT С Роман Речкин.
По его словам, ограничительные меры возможно вводить, когда в стране действует федеральный закон о чрезвычайном положении или закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения — 52 ФЗ, который прямо предусматривает возможность введения ограничительных мер (карантина). Ни тем, ни другим документом органы власти не воспользовались.
«У нас сейчас введен только «режим повышенной готовности», который хоть и предусмотрен законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, но распространяется только на госорганы. На граждан он не распространяется и не может распространяться. Но в рамках этого режима вводятся ограничения для граждан. Такое «небрежное» отношение к закону порождает ряд юридических проблем. Прежде всего, применительно к Конституции, поскольку ограничивается право граждан на свободное передвижение (часть 1 статьи 27 Конституции РФ). А это право по Конституции может быть ограничено только федеральным законом (часть 3 статьи 55 Конституции РФ). Но предусмотренные федеральными законами процедуры государством не запущены — ни чрезвычайное положение, ни ограничительные меры (карантин). Указ губернатора области — это не закон. Поэтому рекомендовать «режим самоизоляции» губернатор, конечно, вправе. Но, когда пунктом 3-3 Указа губернатора Свердловской области от 30 марта 2020 года № 151-УГ жителям Свердловской области вменяется в обязанность «не покидать места проживания (пребывания)» — губернатор явно выходит за пределы своей компетенции», — отмечает Роман Речкин.
Также он указал, что у органов власти нет оснований привлекать к ответственности граждан, нарушивших карантинный режим.
«Людям говорят, что их будут привлекать к ответственности за нарушение новых правил. Возникает вопрос — на каком основании? Если не введены ни чрезвычайное положение, ни ограничительные меры (карантин) по 52 Федеральному закону. Есть административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, но она абстрактная: статья 6.3. КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» предусматривает ответственность за «нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий». Но когда человек идет по улице, какие он нарушает «действующие санитарные правила и гигиенические нормативы»? В статью 6.3. КоАП РФ, возможно, будут внесены изменения, ситуация очень быстро меняется, но пока они существуют только в виде законопроектов, которые прошли максимум первое чтение в Госдуме. То есть сейчас нет ни реальной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, ни, собственно, обязательных для граждан правил, установленных в соответствии с законом. Кстати, штраф по статье 6.3. КоАП РФ для граждан — от 100 до 500 руб.», — считает Роман Речкин.
Накануне губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев подписал указ о введении в регионе дополнительных мер по предотвращению распространения коронавируса. Главной из них является введение режима самоизоляции — запрета на выход из места проживания, кроме случаев, связанных с неотложными нуждами.