
С 1 июля 2018 года все участники товарного рынка — производители, переработчики, склады, торговые точки, импортеры молочной и мясной продукции — не смогут ее перемещать без оформления в специальной государственной информационной системе «Меркурий». Товары компаний, которые не успеют настроить работу в системе, не будут допущены до продажи.
Сейчас в базе «Меркурий» зарегистрировались 27,5 тыс. свердловских предприятий, следует из данных регионального управления Россельхознадзора.
«На сегодняшний день в основном остались розничные магазины шаговой доступности. Я думаю, порядка 17-20% должны подключиться к этой работе. У нас ежедневно приходит более 110 заявок. Сегодня принято уже 87», ― рассказала в ходе пресс-конференции в Екатеринбурге заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Свердловской области Наталья Банникова.
Однако не только магазины формата «у дома» испытывают сложности с переходом на ЭВС. По словам Натальи Банниковой, приблизительно пятая часть детских садов региона также пока не зарегистрировалась в «Меркурии». Ситуация со школами вызывает меньше беспокойства, так как летние каникулы дадут дополнительную отсрочку учреждениям, чтобы приготовиться.
Процесс поставки сырья от переработчиков на молокозаводы уже фактически налажен, а вот для наладки работы с ритейлерами не помешала бы отсрочка, отмечают участники оборота.
«Насколько я обладаю информацией, между производителями молока и перерабатывающими заводами готовность самая высокая. Здесь я никаких проблем не вижу. Что касается ритейла, у всех крупных сетей тоже связь с заводами уже отработана. Небольшая тревога осталась насчет маленьких магазинчиков, где интернет-связь пока «хромает», не такая устойчивая. Дальше все зависит от того, насколько этим магазинам будет интересно торговать молочной продукцией», ― прокомментировал председатель Союза предприятий по переработке молока в Свердловской области Игорь Пехотин.
«Есть доля пессимизма: я бы, наверное, сначала «обкатал» систему на цепочке переработчик-производитель, потому что так проще. Молокозавод работает, допустим, с 15 поставщиками, а увозит продукцию в тысячу магазинов. Нагрузка же другая. За полгода бы все опробовали, все нюансы убрали», ― согласен председатель Союза животноводов Урала Михаил Копытов.
Пока сложно спрогнозировать, как введение ЭВС повлияет на розничную стоимость молочной и мясной продукции. По оценке Игоря Пехотина, свердловскому молокозаводу внедрение системы обойдется приблизительно в 1,5 млн руб. ежегодно.
«Средний завод, наверное, примет на работу двух человек, потому что там увеличивается время заполнения документов. Средняя зарплата у нас в области 33 тыс. руб., будем говорить, что в год они обойдутся предприятию в 1 млн руб., плюс разово заплатили за лицензию, использование шлюза — это 50 тыс. руб. Конечно, там еще принтер будет немного больше работать. Будем учитывать, что это 1,5 млн в год на предприятие ориентировочно. Если разделим на 12 месяцев, то получится 100 тыс. в месяц, ради этого сейчас, наверное, ни одно предприятие повышать отпускные цены не будет», ― пояснил он.
Фермерам, возможно, также потребуется ввести в штат дополнительного сотрудника, однако на отпускную цену это также не повлияет, считает Михаил Копытов.
«Буду я производить или продавать, по крайней мере, одно рабочее место, или половина рабочего места все равно потребуется. Маленькие хозяйства просто кому-то дадут дополнительную обязанность, потому что все равно должен быть специалист, который будет смотреть эту продукцию. Понятно, надо купить компьютер, нанять человека, который будет отвечать за это. Какие-то зарплаты будут, но не глобальные», ― рассказал он.
По словам старшего государственного ветеринарного инспектора Свердловской области Игоря Стрельцова, фермеры могут не нанимать нового сотрудника, а воспользоваться помощью ветеринарной службы.
«Для фермеров ничего не поменяется. По сути, они и раньше тратили средства на ветеринарное обслуживание, меняется только форма — раньше носитель был бумажный, сейчас электронный», ― считает И. Стрельцов.
Вместе с тем, ранее в компании Danone прогнозировали увеличение себестоимости молочной продукции на 10% из-за внедрения ЭВС. Также не стоит забывать, что конечную цену потребителям устанавливают ритейлеры, затраты которых также выросли из-за внедрения новой системы.