
Аналитик УПН Константин Октаев рассказал УрБК, что потенциальные инвесторы опасаются низкой загрузки бизнес-площадей.
«Снижение цен на рынке продажи на 8-10% на фоне подросших ставок аренды привело к тому, что предполагаемая доходность от сдачи офисов превысила уровень альтернативных издержек. Произошло это впервые с конца 2014 года. Все бы ничего, но показатель 7,4% годовых может иметь место лишь при полной загрузке площадей по среднерыночной ставке в течение года. С учетом же коэффициента загрузки, в среднем, 80%, предполагаемая доходность едва выдерживает конкуренцию с существенно снизившимися процентами по банковским депозитам. И это в условиях острой конкуренции за существующих на рынке арендаторов. Поэтому инвесторы боятся понести убытки от простоя площадей и не совершают активных действий», — рассказал Константин Октаев.
Как отмечает аналитик, уровень вакантных площадей в Екатеринбурге остается на уровне более высоком, чем тот, что характерен для сбалансированного рынка. В классе «А» он составил 24%, в классе «В+» — 11%, а в классе «В» — 18%. Низкий показатель по классу В+ объясняется также тем, что здесь наиболее высока доля зданий, построенных компаниями для собственной эксплуатации.
В настоящее время рынок офисов испытывает своеобразный «кризис жанра». Привычная модель работы на нем, когда площади скупались непрофессиональными инвесторами и позволяли окупать затраты арендой и капитализировать свои средства за счет ожидаемого роста цен, уходит в прошлое.
Также рынок офисов перестал быть привлекательным для застройщиков, которые не могут найти покупателей и арендаторов на свои объекты. По данным УПН, 2017 год стал рекордно низким по объему ввода площадей в бизнес-центрах (менее 10 тыс. кв. м). В настоящее время на стадии строительства остается 230 тыс. кв. м. арендопригодной площади, из которых 150 тыс. кв. м. заморожено.
«К профессиональным участникам рынка приходит понимание, что в среднесрочной перспективе рынок офисов Екатеринбурга не нуждается в существенном количественном расширении. Конечно, на рынке всегда есть корпорации и связанные с ними компании, которым необходимы привычные «метры», и их большинство. Но проблема в другом. Спрос на офисы со стороны таких резидентов сегодня удовлетворен количественно, и роста его объема не прогнозируется. Остается малый бизнес, который в кризисные годы оказался в достаточно сложном положении, а ведь именно он может стать основным драйвером спроса на офисные площади новой формации», — полагает Константин Октаев.
Одним из вариантов решения этой проблемы аналитик видит развитие формата коворкинг-центров (бизнес-инкубаторы), где предприятия малого бизнеса смогут получить не только место для работы, но и необходимые коммуникации, найти специалистов, получить бизнес-образование «без отрыва от производства», а также передать организацию инфраструктурной составляющей работы офиса в руки управляющей компании.
Директор консалтинговой компании «Урал-Гермес» Александр Засухин также заявил, что на рынке бизнес-площадей Екатеринбурга по-прежнему во всех классах наблюдается острый дефицит объектов, имеющих качественную концепцию и конкурентоспособный бренд. В кризис эти недостатки еще больше обнажаются и приводят к реальным потерям дохода. Для повышения конкурентоспособности офисного здания эксперт советует свердловским застройщикам проводить реконцепцию проекта.
По мнению аналитиков, главный вызов для управляющих и девелоперов сегодня состоит не в том, какой построить новый бизнес-центр, а в том, как приспособить существующие площади под меняющиеся рыночные реалии. Сегодня рынку офисов нужна качественная трансформация. Собственникам необходимо создать хорошую бизнес-инфраструктуру для того, чтобы их объекты оказались востребованными.