Дата: 07.11.2016

Бюрократию попытаются скрыть от граждан

Бюрократию попытаются скрыть от гражданПредседатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о запрете требовать у граждан уже имеющиеся у государственных органов документы для оказания госуслуг. Теперь ведомствам придется самостоятельно обмениваться сведениями и справками, исключая посредничество граждан. И хотя инициатива кажется полезной и своевременной, эксперты сомневаются в том, что ее удастся воплотить при текущем уровне развития госаппарата.

Указанный документ утверждает перечень документов и сведений, которые отныне граждане могут не запрашивать в различных органах. Вместо этого сами структуры должны будут вступать в диалог с ведомством, в распоряжении которого находится необходимая информация.

«Перечень включает 85 наименований документов и сведений, которые предоставляются 25 федеральными органами исполнительной власти. В свою очередь, федеральные органы должны будут определить требования к формату предоставления этих документов и сведений», — говорится в сообщении.

В список ведомств вошли как силовые структуры (МВД, ФСБ), так и надзорные службы (Росздравнадзор, Роспотребнадзор). Спектр информации, которая подлежит обмену, еще более широк: от сведений о нарушениях ПДД до бухгалтерской отчетности организаций. Полный перечень можно посмотреть в документе, который находится в открытом доступе на сайте правительства.

По замыслу правительства, мера приведет к единообразию в информационном взаимодействии органов власти, ускорит предоставление сведений по межведомственным запросам и повысит качество государственных и муниципальных услуг.

С таким подходом согласны и аналитики. По их мнению, на сегодняшний день, учитывая сложную экономическую ситуацию, необходимо максимально упрощать и оптимизировать работу бизнеса.

«Сейчас между государственными органами существует такая система обмена информацией, как СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия — прим. ред.). Это означает, что если гражданин хочет получить справку от госоргана, то он может по внутренней почте быстро получить ответ на запрос из любого ведомства. В результате вместо того, чтобы гонять клиента по очередям и терять огромные деньги, умные люди все посчитали и придумали эту систему. В нынешних экономических условиях государство старается оптимизировать все, что можно, и предоставление госуслуг является одной из таких статей расходов», — пояснил управляющий партнер юридической компании «ЭНСО» Алексей Головченко.

С необходимостью введения данной меры также согласился и партнер юридической компании «Legal Jazz» Роман Фадеев.

«Данная инициатива — очень правильное начинание, и это нужно делать. Действительно, сейчас нет никакого смысла гражданам носить документы из одного ведомства, учитывая то, что сами министерства могут самостоятельно ими обмениваться», — сказал Р. Фадеев.

Между тем эксперты сомневаются, что правительство сможет перенести данный проект с бумаги в реальность. Как отмечает Алексей Головченко, на данный момент в России система госаппарата показывает себя как инертная, очень медленная и неэффективная машина, в результате чего всегда что-то и где-то не работает.

«На сегодняшний день есть большое количество конфликтов между различными системами госаппарата. Например, если Минздрав поссорится с Налоговой службой, он будет просто игнорировать этот госорган и не станет предоставлять нужных им сведений. В результате ФНС не сможет вовремя выполнить свою работу, и вся система не будет работать», — считает А. Головченко.

Роман Фадеев, в свою очередь, отмечает, что проект межведомственного электронного документооборота является громоздкой задачей, которая связана с необходимостью подготовки различной нормативной документации, а также техническими и организационными проблемами. А учитывая то, что в бюджетах разного уровня денег не так уж и много, можно предположить, что сделать все с самого начала правильно и хорошо не получится.

В результате можно наблюдать следующую картину: правительство предлагает достаточно эффективную и полезную систему работы госорганов, которая сможет облегчить работу ведомств, сократить срок получения необходимых документов гражданами и сократить отдельную статью расходов. Однако на деле эта программа вряд ли будет реализована в полном объеме из-за многочисленных недостатков в самой системе госуправления. По мнению экспертов, сейчас нет причин верить в то, что в ближайший год аппарат обмена сведениями между ведомствами начнет функционировать. Скорее всего, сами министерства будут предлагать гражданами самостоятельно принести все справки для того, чтобы ускорить процесс.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать