
«Ситуация на рынке очень сложная. Конкуренция среди застройщиков растет. Деньги стали слишком дорогими. В этих условиях роль маркетинга значительно возрастает. Бюджеты многих компаний являются ограниченными. Поэтому для них важно выбрать наиболее эффективные схемы привлечения клиентов», — заявила директор департамента консалтинга Knigh Frank Ольга Широкова.
Отметим, что уральские строители в условиях кризиса применяют самые разные маркетинговые инструменты. Многие из них меняют планировку продаваемой недвижимости. Можно привести в пример жилой комплекс «Рассветный», который возводит на ЖБИ компания «ЛСР. Недвижимость-Урал». Если в доме № 3 (был сдан в эксплуатацию в конце 2014 года) не было квартир площадью менее 39 кв. м., то в доме № 5 (сдача запланирована на III квартал 2018 года) появились студии площадью 27-28 кв. м. и «однушки» площадью 35-36 кв. м. Другие свердловские застройщики также активно «урезают» среднюю площадь своего жилья. В основе этой маркетинговой схемы лежит предположение, что оставшийся на рынке спрос сконцентрирован исключительно в сверхбюджетном сегменте. Соответственно, чем меньше площадь жилья, тем легче его можно реализовать.
Вторым распространенным маркетинговым инструментом является предоставление различных скидок и бонусов. Одни уральские девелоперы субсидируют ипотечные ставки до 9,95% или предоставляют беспроцентную рассрочку (в среднем на полтора-два года). Другие предлагают льготные условия приобретения парковочного места. Третьи разрабатывают нестандартные схемы привлечения клиентов. К примеру, «Атомстройкомплекс» в ближайшее время планирует продавать квартиры вместе с мебелью и бытовой техникой. Эти маркетинговые ходы помогают потенциальным покупателям сэкономить, соответственно, объект становится более конкурентоспособным. Застройщики крайне редко снижают стоимость квадратного метра в своих жилых комплексах. Обычно падение цен «завуалировано» под различные акции и скидки.
Директор агентства AMG Александр Балакирев заявил, что некоторые екатеринбургские девелоперы допускают грубые маркетинговые ошибки.
«Они сталкиваются с сильным падением спроса. Как правило, это связано либо с завышенными ожиданиями, либо с несоответствием продукта для целевой аудитории. Не буду называть конкретных игроков. Но когда я вижу квартиру в Екатеринбурге площадью 129 кв. м., у которой кухня всего 10,59 кв. м., то сильно удивляюсь. И после этого они еще жалуются, что у них плохо с продажами. Надо «отрубать пальцы» тем, кто разрабатывает такие планировки. Можно привести другой пример. В жилом микрорайоне «Солнечный» за аналогичный период времени у одного застройщика было продано 70 квартир, у другого — 20. Строят в одном и том же месте. Это связано с тем, что у второго девелопера был беспорядок на строительной площадке», — заявил Александр Балакирев.
По его словам, свердловским застройщикам крайне сложно найти новую рыночную нишу.
«Когда мы разрабатывали маркетинговую тактику для одного игрока в Екатеринбурге, мы проанализировали матрицу, которая нам давала в общей сложности 49 стратегий поведения. Мы практически не нашли на нашем рынке свободных ниш. Рынок Екатеринбурга уже очень «утрамбован». В каждом параметре есть по 2-3 лидера», — сообщил Александр Балакирев.
Директор группы компаний «Маркетинг-Консультант» Сергей Разуваев также считает, что на рынке жилья Екатеринбурга чрезвычайно высокая конкуренция.
«Тема маркетинговых войн стала особенно актуальной в последнее время. Для сравнения, в Москве приблизительно проживают 12 млн человек. Там ежегодно вводят 4 млн кв. м. В Екатеринбурге живет 1,4 млн человек, каждый год в городе сдается более 1 млн кв. м. Получается, что в московским регионе на каждого человека ежегодно строят 0,3 кв. м., в уральской столице — 0,81 кв. м. Таким образом, в Москве застройщики не имеют представления о конкуренции, которая есть в регионах», — заявил Сергей Разуваев.
По словам экспертов, эффективность новых маркетинговых инструментов свердловских застройщиков вызывает большие вопросы. Из-за сильной конкуренции и низкого платежеспособного спроса им будет крайне сложно нарастить клиентскую базу. Поэтому без кардинального улучшения экономической ситуации все усилия уральских девелоперов будут тщетными.