Дата: 07.12.2015

Численность среднего класса в РФ из-за кризиса может сократиться на четверть

УрБК, Москва, 07.12.2015. Численность среднего класса в России из-за экономического кризиса может сократиться на четверть. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Средние классы на различных этапах жизненного пути», проведенного Институтом социального анализа и прогнозирования (ИнСАП).

Доля населения России, относящегося к среднему классу, несмотря на экономический подъем 2000-х годов, не выросла — тех, кто соответствует хотя бы двум из трех признаков этой категории, по-прежнему около 20%.

В данном случае к среднему классу авторы исследования отнесли людей, обладающих по крайней мере двумя из трех критериев, которые традиционно приписываются людям из этой социальной группы. Речь идет об уровне материальных активов (доход не ниже средней заработной платы по региону, наличие сбережений, достаточных для приобретения автомобиля), наборе социально-профессиональных признаков (высшее образование, принадлежность к группе специалистов или предпринимателей) и субъективных самоощущениях человека (достаточно высокая оценка положения в плане благосостояния, власти и уважения).

Двумя из трех этих признаков, по оценкам исследователей, обладали 22% россиян, при этом все три качества, присущие среднему классу, были зафиксированы только у 8,1% населения. Аналогичным образом выглядели границы среднего класса, как отмечают авторы работы, и в момент экономического подъема в начале 2000-х, и на пике экономического роста в 2007 году.

При этом препятствием к увеличению доли среднего класса в России стали как недостаточное увеличение доходов населения, так и неизменность социально-профессионального статуса россиян. Именно эта характеристика оказалась наиболее дефицитной — среди россиян, вошедших в средний класс, не удовлетворяет этому критерию почти треть. 
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать