Дата: 08.09.2015

Города оставят без денег

Города оставят без денег В рамках формирования бюджета на 2016 год власти Свердловской области решили в очередной раз урезать доходы муниципальных образований, а именно, сократить отчисление по налогу на доходы физических лиц с 18% до 16%. При этом, согласно отчетам налоговой службы, в 2015 году собираемость НДФЛ в регионе выше по сравнению с показателями 2014 года. Таким образом областные власти лишают муниципалитеты основного источника пополнения бюджета в условиях финансово-экономического кризиса.

О том, что власти Свердловской области решили сократить отчисление налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в муниципалитеты на 2%, стало известно по итогам начавшихся согласительных комиссий по формированию бюджета на 2016 год. Напомним, что в региональный бюджет из местных поступает весь НДФЛ, а по закону власти субъекта РФ могут вернуть обратно максимум 40% и минимум — 15%.

На сегодняшний день для муниципальных образований Свердловской области эта цифра составляет 18%, а с 1 января 2016 года может снизиться до 16%. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на слова регионального министра финансов Галины Кулаченко.

По ее словам, позже средства будут перераспределены между муниципалитетами в ходе межбюджетных трансфертов. «Сегодня поступления НДФЛ идут замедленными темпами, по нашим оценкам, данная замена будет способствовать наибольшей сбалансированности бюджетов муниципалитетов», — пояснила Галина Кулаченко.

Между тем, по данным управления ФНС России по Свердловской области, за 7 месяцев 2015 года по налогу на доходы физических лиц отчисления в областной бюджет составили 30,6 млрд руб. с ростом на 1% к 7 месяцам 2014 года. Данные же за 8 месяцев и вовсе говорят о росте в 1,4% — до 34,8 млрд руб.

При этом сама же глава регионального минфина утверждает, что в 2016 году рост налоговых и неналоговых доходов к уровню 2015 года составит около 4%, более 6 млрд руб. Однако при этом лишение муниципалитетов 2% НДФЛ в ведомстве расценивают как меру, которая позволит стабилизировать экономическую ситуацию в регионе.

Да, действительно, лишив муниципалитеты части доходов, региональная казана пополнится в 2016 году и будет выглядеть достаточно внушительно: для одного только Екатеринбурга 2% — это минимум 800 млн руб. При этом расходы региональной казны должны сохранять социальную направленность, так как «майские указы» президента РФ от 2012 года никто не отменял. Однако у региональных властей гораздо больше способов пополнять бюджет, нежели у муниципалитетов, которые тоже должны их выполнять. К примеру, НДФЛ для областной казны является лишь вторым по значимости источником доходов, а на первом месте стоит налог на прибыль организаций, которого по итогам 7 месяцев 2015 года поступило 32,4 млрд руб., что на 5,4 млрд руб. или на 20% больше поступлений аналогичного периода прошлого года.

Лишение муниципалитетов 2% НДФЛ в первую очередь ударит по крупным городам Свердловской области, где сосредоточено большое количество предприятий различных отраслей. В такие населенные пункты на работу приезжает очень много людей с периферии и, соответственно, налог платится не по месту их проживания. При этом тот же Екатеринбург по итогам 2014 года и так наполняет бюджет Свердловской области на 70%, в том числе и за счет НДФЛ. Между тем норматив его отчислений в виде 18%, которые поступают сейчас в муниципальную казну, является одним из самых низких среди городов-миллионников. К примеру, Новосибирску региональные власти оставляют до 40% НДФЛ.

Налог на доходы физических лиц является в некотором смысле бюджетом развития города. За счет него муниципальные власти могут вкладывать средства в развитие инфраструктурных проектов, чтобы муниципалитет был инвестиционно привлекательным для бизнеса. Однако если капитальные вложения в развитие города не будут производиться, то у предпринимателей начнут возникать вопросы, почему, платя НДФЛ, они не получают от властей никакой отдачи. Далее закономерным результатом станет уход бизнеса в лучшем случае в тень, что непременно снова скажется на собираемости НДФЛ.

«С 2000 года норматив отчисления НДФЛ в бюджет Екатеринбурга неуклонно сокращается — с 60% до 18% в 2014 году. Каждый процент НДФЛ — это порядка 400 млн руб. доходов. То есть, если бы в нашем распоряжении оставалось хотя бы 35% НДФЛ (это почти в 2 раза больше, чем сейчас), — это те самые 7 млрд руб., которые нам нужны на капитальные вложения», — заявлял глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб, подводя итоги социально-экономического развития города в 2014 году.

Таким образом, региональные власти, забирая последние положенные по закону проценты от НДФЛ в региональную казну и обещая их вернуть в виде межбюджетных трансфертов, в условиях финансово-экономического кризиса рубят сук, на котором сами же сидят.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать