
«Законом повышаются тарифы, корректируется ряд территориальных коэффициентов. И самое главное — изменяются лимиты ответственности автостраховщика, порядок выплат по ущербу жизни и здоровью становится гораздо проще и понятнее. Кроме того, объем выплат по этому виду ущерба увеличивается со 160 до 500 тыс. руб.», — рассказал председатель союза автостраховщиков «Белый соболь» Олег Цыпулин.
По его словам, введенная Центробанком мера своевременна: она позволит рынку страхования автогражданской ответственности решить накопившиеся проблемы и выжить в сложных экономических условиях.
«На рынке ОСАГО сложилась критическая ситуация. К тому же с 1 апреля повысился размер выплат по ущербу жизни и здоровью и меняется сам порядок определения вреда. Кроме того, вследствие экономических изменений произошло общее удорожание ремонтных работ и стоимости автозапчастей. Эти факторы привели к необходимости законодательных изменений, которые направлены на то, чтобы учесть интересы всех участников рынка», — пояснил на пресс-конференции представитель Банка России, заместитель начальника управления службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в УрФО Денис Бурачевский.
Эксперты отмечают, что автостраховщики, работающие на территории Свердловской области, планируют в полном объеме реализовать свое право использовать «тарифный коридор».
«Руководители компаний сами будут принимать решение о выборе тактики продвижения своих услуг, и это хорошо, это позволит бизнесу развиваться. Я знаю, что есть ряд страховых организаций, которые приняли решение использовать максимальный тариф. Другие компании решили применить минимальный тариф, но, может быть, с определенными условиями — допустим, к тем, кто имеет несколько страховок. Страхователи будут иметь выбор, переходить из одной компании в другую, что даст страховщикам большую возможность работать целенаправленно со своим клиентом», — пояснил Олег Цыпулин.
Часть экспертов полагает, что таким образом действительно может решиться проблема навязывания дополнительных страховок при заключении договора ОСАГО: к тем, кто не согласился на дополнительный договор, станет применяться более высокий тариф, и закону это противоречить уже не будет.
Что касается размеров страховых премий, они, как и раньше, для Екатеринбурга и Свердловской области будут разными — в зависимости от территориального коэффициента.
«По нашей статистике ОСАГО, до 12 апреля средняя по Свердловской области страховая премия составляла 3 800 руб. Наша компания приняла решение идти по нижней границе «коридора», и мы предполагаем, что со вступлением в силу закона ее размер увеличится до 5 300 руб. В Екатеринбурге этот показатель был и будет выше, поскольку здесь применяется более высокий территориальных коэффициент, чем в среднем по региону», — рассказал директор филиала «Росгосстрах» в Свердловской области Вадим Каточников.
«Мы считали среднюю премию по «Форд Фокус» для Екатеринбурга: она составляла 5,5 тыс. руб. Сейчас она будет от 7 700 тыс. руб. при минимальном повышении тарифа до 9 300 тыс. руб. при максимальном», — отметил директор Уральского регионального центра «Ингосстрах» Дмитрий Волин.
Между тем эксперты полагают, что увеличение финансовой нагрузки на автовладельцев может вызвать волну отказов от страхования автогражданской ответственности, а также роста числа фальшивых страховок.
Напомним, сегодня максимум, чего следует опасаться водителю, не имеющему полиса ОСАГО — это штраф в размере 800 руб. Запретов на эксплуатацию автомобиля в виде снятия номерных знаков сейчас в КоАП не предусмотрено.
«Мошенники, не страхующие свою автогражданскую ответственность, либо приобретающие фальшивые договоры, были всегда и вряд ли исчезнут. Есть опасения, что с повышением тарифа их станет больше. Чтобы этого не допустить, нужно всем заинтересованным сторонам разъяснять гражданам необходимость данного вида страхования, так как оно дает в первую очередь финансовую безопасность самим страхователям», — отметил руководитель представительства РСА в УрФО Вячеслав Тарасов.
Таким образом, эффективность нового тарифа на сегодняшний день вызывает еще много вопросов. Участники рынка полагают, что судить о ней в полной мере можно будет только когда появится статистика. Впрочем, по действующему законодательству, уже через полгода у Центробанка появится возможность его скорректировать.
«Все зависит от статистики, которая будет накапливаться у страховщиков. Здесь нужно будет учитывать количество обращений, число ДТП, состояние автопарка, дисциплинированность водителей, а также интенсивность проверок наличия полисов ОСАГО. Факторов много, и основное здесь — статистика, касающаяся урегулирования убытков. Если убытки будут «зашкаливать», ситуация может вернуться к тому, от чего мы сейчас уходим — ажиотажа с продажей страховок, навязывания дополнительных услуги так далее», — пояснил Олег Цыпулин.