Дата: 06.03.2015

Как «вянет» цветочный бизнес

Как «вянет» цветочный бизнесНесмотря на предпраздничный ажиотаж, участники цветочного рынка Екатеринбурга отмечают снижение объема продаж по большинству позиций к уровню прошлого года. Возросшая более чем на треть стоимость цветов отпугнула многих клиентов, в первую очередь корпоративных, вынужденных сегодня экономить буквально на всем. Однако рост цен не смог и наполовину покрыть издержки компаний, вызванные девальвацией рубля. Уже сегодня многие небольшие салоны цветов оказались на грани банкротства или покинули рынок, рентабельность остальных остается под вопросом.

По словам экспертов, около 80% цветов, продаваемых в России, привозится на реализацию из-за границы: розы из Эквадора, Колумбии и Кении, тюльпаны и ирисы из Нидерландов, мимоза из Италии и так далее. Поэтому резкий рост стоимости валюты с неизбежностью привел к увеличению розничных цен на цветы.

«Закупочная стоимость из-за спроса и курса валют выросла очень ощутимо, на некоторые растения она увеличилась в 2-2,5 раза. Конечно, в результате мы видим рост цены цветка в рознице. Однако цветочные магазины не увеличивают цены на продукцию пропорционально росту закупочной стоимости, иначе бы просто пропал спрос на такие дорогие цветы. А значит, уменьшается доля чистой прибыли цветочного бизнеса. В связи с этим были вынуждены закрыться некоторые небольшие салоны», — рассказала руководитель пресс-службы «Флорист.ру» Талия Ахметова.

Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, по оценкам участников рынка, цветы прибавили в стоимости в среднем 30-35%. Это не могло не сказаться на объеме продаж, в том числе и в предпраздничный период. Особенно сильно сократились заказы от екатеринбургских компаний, вынужденных сегодня оптимизировать затраты за счет сокращения расходов на праздники.

«Раньше у нас были постоянные корпоративные клиенты: чтобы поздравить с 8 Марта сотрудниц своего предприятия, они делали заказы на 60-150 тыс. руб. Сейчас же одни компании значительно сократили затраты, другие вообще отказались от покупки цветов. В рознице «проседание» значительно меньше: у нас есть постоянные покупатели, и они сегодня очень выручают», — рассказали в одном из флористических салонов Екатеринбурга.

В салоне цветов «Красная Орхидея» отмечают, что поток клиентов даже в канун праздника остается весьма умеренным. Несмотря на рост стоимости букетов, средний чек сохраняется на уровне прошлого года и составляет 1,5-2 тыс. руб.

При этом если в некоторых отраслях промышленности и торговли сегодня делается ставка на импортозамещение, то рынку цветов, по мнению экспертов, на него надеяться не приходится.

«Российский цветок составляет в общем вале всего около 25%. К сожалению, отечественный производитель пока не может предоставить большой ассортимент и высокое круглогодичное качество цветка, поэтому на прилавках мы чаще всего видим только российские розы, тюльпаны, герберы. Покрыть полностью потребности магазинов они не могут», — пояснила Талия Ахметова.

«У нас климат не такой, чтобы выращивать, например, эквадорскую и голландскую розу: это просто невозможно. А если создавать эти условия искусственно, стоимость конечного продукта будет едва ли не выше импортного, это, конечно, не будет рентабельно», — отмечают в одной из компаний.

Отечественная продукция не только не устраивает клиентов качеством, но и в большой степени зависима от доллара США, соответственно, тоже растет в цене. В розничной продаже уральские тюльпаны по сравнению с прошлым годом подорожали на 10 руб. и стоят 70 руб. за штуку: рост ценника продавцы объясняют необходимостью покупать голландские луковицы за валюту. Несмотря на сравнительно невысокую стоимость отечественных цветов, сокращение спроса фиксируют и уральские производители.

«Мы выращиваем и реализуем тюльпаны уральские большие. Все делаем сами, без наценок посредников: цена сегодня составляет 45 руб. за штуку при заказе от 10 штук. Тем не менее можно сказать, что сегодня объем заказов заметно снизился, хотя пока сложно посчитать точно в процентах», — рассказали в екатеринбургском тепличном хозяйстве «Розовый сад».

Что касается перспектив цветочного бизнеса, на сегодняшний день эксперты затрудняются что-либо прогнозировать. Однако отмечают, что сокращение участников рынка уже произошло, и этот процесс не остановится, пока не стабилизируется валютный курс.

«Из-за нестабильной экономической ситуации в стране и непрочного рубля мы не можем предугадывать закупочные цены, а это — базовая статья «чистых» затрат в этом бизнесе. При укреплении рубля, а также при увеличении доли отечественных цветов, рынок, а значит и цены, быстро стабилизируются. К сожалению, некоторая часть небольших флористических магазинов была вынуждена закрыться, поскольку стало сложно выдерживать конкуренцию и высокую закупку. Такой мелкий бизнес этот кризис подкосил. Средние и крупные же игроки пока в состоянии держать и цены, и конкурентоспособное предложение, и собственную маржинальность», — пояснила Талия Ахметова.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать