Дата: 18.09.2014

Подъехал к обрыву: рынок продаж велосипедов находится на грани обвала

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comВ Екатеринбурге, несмотря на относительно короткое лето, с каждым годом растет количество велосипедистов. За последние 5 лет рынок продаж данного вида транспорта увеличился вдвое. Однако в текущем году веломагазины отмечают наступление стагнации. Из-за ослабления рубля цены на «железных коней» начали резко ползти вверх. В то же время уровень реальных доходов населения практически не меняется. При сохраняющейся тенденции горожане все чаще обращают внимание на подержанные велосипеды. Разворот потребителя от магазинов к частным лицам может спровоцировать рост угонов двухколесных транспортных средств. Как правило, на краденые велосипеды всегда складывается спрос из неопытных покупателей.

Согласно исследованию компании BusinesStat, с 2009 по конец 2013 года объем продаж велосипедов в России вырос в 2 раза — с 2,3 до 4,6 млн транспортных средств.

Наиболее интенсивное развитие рынка наблюдалось в 2010 году, когда количество проданных велосипедов выросло на 76% по отношению к уровню 2009 года. Треть рынка занимают спортивные модели, 24% — транспортные велосипеды, оставшуюся нишу занимают детские.

Как отмечают в екатеринбургских магазинах сети «Триал», горожане предпочитают покупать спортивные велосипеды в пределах от 10 до 20 тыс. руб. Самыми популярными моделями среди них являются GT, Jamis или Norco. Кроме того, жители Екатеринбурга в последнее время интересуются городскими круизерами.

«Ценовой сегмент марки Electra от 14 тыс. до 59 тыс. руб. Самой популярной моделью принято считать линейку Townie, средняя цена которой 25 тыс. руб. Также большой популярностью пользуются модели Cruiser за 14 000», — поясняют в магазине Electra.

При этом пик продаж в веломагазинах приходится на разные сроки. К примеру, в «Триале» наплыв покупателей отмечают в мае и августе, когда начинается период распродаж. В эти месяцы в торговые точки поступают новые модели. На велосипеды прошлого года устанавливаются скидки, которые могут достигать несколько тысяч рублей. В магазине «ВелКом» продажи растут с наступлением теплой устойчивой погоды, то есть с конца апреля.

Дальнейшую судьбу рынка аналитики и продавцы оценивают по-разному. Как считают в компании BusinesStat, к 2018 году объем продаж велосипедов в стране увеличится до 6,6 млн ед. Аналитики связывают предполагаемый рост с популяризацией двухколесного средства передвижения. Однако участники рынка настроены более пессимистично.

«Стагнация рынка и добавившаяся к ней внешнеэкономическая ситуация не способствуют увеличению спроса населения», — отмечают в магазине «ВелКом».

Негативно на спрос повлияло также ослабление курса рубля. Практически весь ассортимент веломагазинов представлен моделями зарубежного производства. В связи с этим многие велосипедисты уже не рассчитывают найти в начале следующего сезона модели с крупными скидками. Отечественный производитель также ничем не сможет помочь любителям двухколесного транспорта.

«Как таковых велосипедов отечественного производства не существует. Есть велосипеды отечественной сборки из комплектующих, произведенных в Китае», — поясняют в «ВелКоме».

Ряд экспертов в свою очередь ожидает, что при ухудшении экономического положения населения рынок велосипедов в России может серьезно просесть уже в следующем году. После первой волны экономического кризиса в 2008 году объем продаж двухколесных транспортных средств упал сразу на 58%.

Вместе с тем количество велосипедистов в Екатеринбурге из года в год неуклонно растет. Как считает автор проекта «ВелоРозыск.РФ» Сергей Аристов, спрос на брендовые модели в городе будет постоянным, поскольку любой велосипедист со временем понимает важность качественной сборки своего «железного коня».

«Тех, кто катается на велосипедах, купленных в супермаркетах, сложно назвать велосипедистами. Это макеты велосипедов — они отнимают удовольствие и калечат. К счастью, такие велосипеды дольше одного сезона не живут. Люди постепенно понимают важность покупки велосипеда из качественных комплектующих», — отмечает Сергей Аристов.

Поскольку объем предложений в соотношении цена-качество в магазинах сокращается, потребителю ничего не остается, как обратить внимание на «барахолки». Однако в погоне за недорогой брендовой моделью покупатель может наткнуться на краденые велосипеды.

«По моей статистике, которая основывается на обращениях от горожан, количество краж велосипедов в этом году выросла в 1,5 раза по сравнению с 2013 годом. В основном угоняют модели, которые продаются в городской рознице: GT, Stels, Mongoose, Norco и так далее», — сказал автор проекта «ВелоРозыск.РФ».

Как правило, к приобретению велосипедов с рук настороженно относятся в основном опытные велосипедисты.

«Покупателю следует заключить гражданский договор купли-продажи. При этом продавец должен гарантировать, что на товар не претендуют третьи лица», — отмечает Сергей Аристов.

Покупатель краденого велосипеда может легко его лишиться, поскольку все брендовые модели выпускаются с индивидуальными номерами на раме. Этот же номер прописывается в паспорте на транспортное средство, который выдается в профильном магазине. Потребитель, который до этого катался на велосипеде, приобретенном в торговом центре, про такие тонкости может и не знать.

В итоге слабая информированность начинающих велосипедистов и неуловимость угонщиков могут лишь подстегнуть рост велосипедных краж. По словам Сергея Аристова, где бы ни была установлена велопарковка в Екатеринбурге, никто не отвечает за сохранность транспортного средства, оставленного там.

«Велопарковки становятся кормушками для воров, от которых не способны защитить никакие замки и цепи. Наиболее безопасный способ — это нигде не оставлять свой велосипед», — считает автор проекта «ВелоРозыск.РФ».

Сергей Беляев
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать