
В Свердловской области начался очередной этап бюджетного процесса 2015 года и планового периода. В правительстве отмечают, что экономическая ситуация в регионе ухудшилась.
По словам вице-премьера областного правительства — министра финансов региона Галины Кулаченко, из-за снижения объема уровня отгруженной продукции и уменьшения индекса промышленного производства сложилась напряженная ситуация с исполнением доходной части как областного бюджета, так и местных бюджетов муниципальных образований.
Основной доходный источник областного бюджета — налог на прибыль организаций — за 8 месяцев снизился на 1,6 млрд руб. и составил 30,5 млрд руб. В региональном минфине это связывают со снижением налогооблагаемой базы у крупнейших налогоплательщиков. В министерстве также подчеркивают, что по итогам 2014 года в целом по консолидированному бюджету Свердловской области поступление налоговых и неналоговых доходов окажутся ниже прогноза на 9,1 млрд руб. и составят лишь 188,6 млрд руб.
Чтобы повысить доходную часть областного бюджета, в правительстве рассматривает идею отказа от налоговых льгот на муниципальное имущество. Таким образом бюджет может получить более 3 млрд рублей.
«В связи с предполагаемым изменением областного законодательства в части отмены льготы по налогу на имущество организаций областных и муниципальных учреждений для стимулирования учреждений к инвентаризации имущества, а также создания дополнительных резервов роста доходов за счет сдачи в аренду или продажи высвобождаемого имущества, мы предусмотрели расходы на уплату муниципальными организациями налога на имущество. Всего суммарная оценка расходных полномочий муниципалитетов составила 66,8 млрд рублей, рост к текущем году — 10%», — отметила Галина Кулаченко.
Специалист Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH Александр Вотинцев считает, что реализация данной инициативы не решит проблему дефицита областного бюджета, поскольку содержание муниципального имущества по большому счету им же и финансируется.
«Не совсем понятно, как в данном случае повышение налогового бремени соотносится с эффективностью управления имуществом. Скорее, это надуманная отговорка. Например, если увеличатся мои налоговые издержки независимо от получаемого дохода, это не значит, что на следующий день я смогу зарабатывать больше или отказаться от каких-то расходов», — подчеркнул эксперт.
Также Александр Вотинцев напоминает, что имущественные комплексы, принадлежащие муниципалитету, часто используются под социальные проекты, эффективность которых не определяется размером прибыли. И именно на таких проектах в первую очередь скажется предлагаемая отмена имущественных льгот. Городу от этого никакой пользы, и это усугубляет для самой области вопрос финансирования значимых социальных программ в муниципальных образованиях.
По мнению заместителя генерального директора по юридическим вопросам «Уником Партнер» Дмитрия Земерова, отмена налоговых льгот для муниципалитетов не принесет желаемого эффекта.
«Все идет к тому, что субъекты РФ и органы местного самоуправления по многим вопросам предоставлены сами себе, в том числе и в финансовом плане. И эта тенденция продолжается. Сложно угадать, кто выиграет от этой меры. Отмена льготы принесет положительный эффект лишь крупным городам Свердловской области, где есть имущество и доходы от него. Но если говорить о средних и малых городах, то у них навряд ли что-то поменяется. У них и так небольшие бюджеты и не так много имущества», — пояснил аналитик.
Председатель Общественной палаты Екатеринбурга, директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин назвал данную меру некорректной. По его мнению, отмену льготы нужно обсуждать с муниципалитетами.
«Муниципалитеты должны самостоятельно распоряжаться имуществом и получать доходы от его эксплуатации. Не стоит забывать, что имущество нужно поддерживать, где-то и восстанавливать, а на это нужны деньги. Поэтому муниципалитеты должны сами определять, какого рода льготы им нужны. Я бы, например, возмущался, если бы моими деньгами распоряжались. Опять все эти доходы перейдут в другой бюджет: это издержки вертикальной власти», — пояснил Александр Татаркин.
Впрочем, высказать свое мнение по этому вопросу муниципалитеты смогут еще в течение двух ближайших недель на согласительных комиссиях.
УрБК будет следить за развитием событий.
Анастасия Куликова