Дата: 03.07.2014

Людмила Кокорева: Екатеринбург может внести свой вклад в имидж нашей страны

Фотография предоставлена Людмилой КокоревойЗаведующая кафедрой «Дизайн одежды» УрГАХА, профессор, кандидат социологических наук, член союза дизайнеров России, член союза художников России Людмила Кокорева рассказала о том, как мода влияет на имидж Екатеринбурга, и о развитии дизайнерского бизнеса.

— Людмила Владимировна, как вы можете оценить состояние модной индустрии в России и в частности в Екатеринбурге?

— Модная индустрия не может развиваться в одном отдельно взятом городе. Мода — это бизнес, который неразрывно связан с экономикой всего государства. Но, к сожалению, у нас в стране нет законов, которые бы этот рынок регулировали. Также важно отметить, что модная индустрия должна базироваться как на частных, так и на государственных вливаниях. Но на сегодняшний день отрасль практически передана в частные руки. У нас в стране индустрию моды заменили понятием «производство одежды», а сама система индустрии моды так и не была создана. Поэтому можно сказать, что в России индустрии моды нет.

— Что нужно для того, чтобы эта отрасль начала развиваться, кроме государственного финансирования и контроля? Может быть, надо вкладываться в молодых дизайнеров?

— Для успешного функционирования индустрии моды в стране должен быть развит институт байеров и СМИ, которые были бы заинтересованы в рекламе отечественной продукции. Все это должно работать на то, чтобы наш потребитель был сориентирован на покупку. В моде никого заставить нельзя. Здесь, помимо всяких законов, господствует желание. Для развития моды мало вкладываться в дизайнеров. Чтобы их продукция могла выйти на улицу, чтобы ее могли покупать люди, нужно создать замкнутый цикл производства и продажи, который включает выработку и реализацию волокон, создание тканей и одежды. В мире моды этот процесс занимает два года. В России коммуникация между составляющими этого процесса практически отсутствует.

— А каково состояние моды в Свердловской области?

— В нашем городе упразднили все ведомства, которые этим занимались. Это было министерство бытового обслуживания и торговли и один из комитетов в городской администрации. Сейчас этим занимается то ли лесотехническое министерство, то ли сельскохозяйственное. До перестройки в Екатеринбурге работал дом моделей — это промышленная структура, которая имела свои магазины и 14 фабрик. И на каждой из них работало более 1 000 рабочих. Туда входили также комбинаты, например, Свердловский камвольный. Он был настолько большой, что внутри него ходил автобус. Все это сейчас пришло в упадок. В результате у нас работают в основном мелкие фирмочки, оборот которых в лучшем случае превышает миллион рублей. То есть, по сути, осталось только индивидуальное производство. По приблизительным подсчетам, импорт одежды на российский рынок составляет примерно 1 трлн 25 млрд руб. Этот доход мы упустили.

— Как в таких условиях реализовывают себя молодые российские модельеры, ваши выпускники?

— Да, мы выпускаем модельеров, хоть и небольшими партиями, но тем не менее мы даем им хороший уровень. Изначально мы настраиваем их на предпринимательскую деятельность, потому что они могут реализовывать свои навыки в современных условиях в основном с помощью индивидуального производства. Дело в том, что те производства, которые уже функционируют, как правило, не нуждаются в модельерах. На сегодняшний день есть потребность разве что в дизайнерах спецодежды. Предприятия практически не обращаются к нам за специалистами, поэтому мы настраиваем их на мелкий бизнес, чтобы они сами могли взять хоть какой-то сегмент рынка. Конечно, они также могут поехать в Санкт-Петербург или в Москву. Там производство развито больше. Стоит отметить, что некоторые наши студенты уезжают делать карьеру за границу, и сейчас они работают в таких значимых в мире моды городах, как Париж, Нью-Йорк или Милан. Таких, конечно, единицы. Стоит отметить, что есть и те, кто переходит в другие области дизайна, например, в графический дизайн или дизайн интерьера, потому что у нас хорошее базовое образование.

— В Екатеринбурге ежегодно проходит Fasion Week. Дает ли это мероприятие дизайнерам проявить себя, продвинуться, найти поддержку?

— Наша Fashion Week не имеет постоянных операторов, и из-за этого она организовывается разными фирмами и часто меняет формат. Однако хорошо уже то, что у нас это мероприятие проходит, и люди понимают, что это такое. Конечно, недели моды, во-первых, призваны сделать рекламу дизайнеру, во-вторых, связать его с нужными людьми, с теми, кто будет готов разрекламировать его творчество и купить его одежду. В принципе, Fashion Week определенную пользу приносит, и здесь отработано много технологий по проведению дефиле и привлечению молодых специалистов, так как он организовывается, насколько я помню, с 2000 года.

— А есть ли какие-либо перспективы у екатеринбургской модной индустрии?

— У нас есть перспективы. Они связаны со строительством центра дизайна, который ориентируется на все сферы дизайна. В том числе и на fashion дизайн. Строительство здания скоро должно закончиться. Этот центр призван консолидировать работу наших профессионалов. Только действующих дизайнеров одежды в Екатеринбурге можно насчитать около 50, но пока они, к сожалению, разрознены. Если мы сможем их объединить, создать собственную модную среду, у екатеринбургской моды в буквальном смысле появится свое лицо. Ведь несмотря на то, что модные тренды сейчас имеют международный характер, мы можем определить характер Лондона или Милана. На него, кстати, влияют не только работающие там дизайнеры, но и культура страны. Екатеринбург тоже может быть таким вот центром притяжения, где будет сосредоточена модная индустрия. Но, опять же, стоит оговориться, что для воплощения этого замысла нам нужны законы и заинтересованность властей.

— А что даст Екатеринбургу развитие на его базе российской модной индустрии?

— Если уровень модных мероприятий в Екатеринбурге будет высокий, то они могут сыграть свою роль в формировании положительного имиджа города. Это очень хорошая международная реклама. На знаковые модные события приезжает большое количество СМИ, потому что это все зрелищно, и этим интересуется широкий круг людей. Мода, конечно, может повлиять на имидж Екатеринбурга.

— Каким вы видите развитие екатеринбургской моды?

— Сейчас трудно сказать, каким будет характер екатеринбургской моды. Он будет зависеть от того, на что будут ориентироваться дизайнеры. Надо сказать, что «лицо» зависит от стиля потребителя. Хотя екатеринбургские дизайнеры ориентируются на самые разные стили. Например, сейчас популярна тема фриков. Это уличная мода для экстравагантных людей, которые обращают на себя внимание своей неординарностью. Проводниками этого стиля являются также обычные люди, которые любят «играть в моду». Хотя, стоит отметить, что у нас в Екатеринбурге мало играют.

Наши молодые дизайнеры интересуются разными приемами создания формы, оптическими иллюзиями, искажением, трансформерами. В принципе, в процессе образования они пробуют работать со всеми тенденциями, которые существуют сейчас в мире. Сейчас на мировоззрение дизайнеров сильно влияет стиль постмодерна и постпостмодерна. Наши дизайнеры все эти тенденции отражают и воплощают в своей одежде.

— Что можно сказать о стиле и вкусах жителей Екатеринбурга?

— Это очень сложный и интересны вопрос, им должны заниматься профессионалы. Было бы хорошо, если бы кто-то проанализировал, какие люди живут у нас, что их интересует. Тогда можно будет более конструктивно разговаривать о лице города. Но, надо сказать, что проводниками моды является небольшой процент людей, которые идут впереди, являясь своеобразным отражением современности. В принципе, у нас очень много креативных талантливых людей, которых ценят и которыми интересуются во всем мире. В общем, ситуация такова, что имиджем Екатеринбурга нужно заниматься именно через образование и науку. Нужно привлечь профессионалов, которые могли бы через опросы населения, через наблюдение за жизнью сообщить нам — а какой сейчас Екатеринбург. Современное кино, литература, пресса также должны работать на то, чтобы у города появилось свое лицо. И все вместе это сыграет определенную роль в создании екатеринбургской моды.

— Какую роль в создании екатеринбургской моды могут сыграть доморощенные дизайнеры, не имеющие образования, которые продвигают себя через социальные сети и открывают свои магазины?

— Как правило, люди, которые не имеют образования, имеют повышенную социальную активность. Они очень много сил тратят на коммуникацию и на знакомства. Я считаю, что это правильный ход, потому что таким образом они создают себе клиентуру, становятся известными и зарабатывают деньги. Я думаю, что для того, чтобы заниматься одеждой, нужно в первую очередь иметь вкус, интерес и профессиональные навыки. Их можно приобрести и через теоретическое обучение, и через практическое. Профессионалы вообще всю жизнь учатся, даже те, которые достигли мировых успехов, которые вошли в историю моды.

— Какие препятствия стоят на пути наших дизайнеров?

— Для того, чтобы наладить бизнес и добиться высот, мало получить образование в вузе, надо пройти стажировку. У екатеринбургских дизайнеров обучение заканчивается вузом, потому что здесь стажировку проходить практически негде. У нас человек сначала начинает работать сам на себя, ищет начальный капитал или может позволить себе поехать стажироваться в столичные центры России или за границу. Но ведь и открыть свое дело непросто. Нужно очень много бумаг собрать, чтобы открыть свою фирму, взять кредит. Некоторые уходят на «черный» рынок из-за того, что для них все это невыполнимо.

В заключение я бы хотела отметить, что основной потребитель модной индустрии — это женщина. У нас не выявлена специфика русской женщины именно потому, что мы не работаем над своим имиджем и лицом. Ведь в его создании участвует как история, так и современность. Мы представляем себе итальянок, англичанок и француженок, на это работает их кино и литература. Все страны работают на свой имидж, это выгодно не только финансово, но и политически, и мода здесь играет ключевую роль. В принципе, это хорошо, что хотя бы сейчас мы задались этим вопросом — найти свое лицо.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать