УрБК, Екатеринбург, 11.04.2014. 12 апреля 1969 года на опытном производстве Челябинского тракторного завода (ЧТЗ, входит в состав ОАО «НПК «Уралвагонзавод») начался выпуск первой партии промышленных тракторов Т-130. Как сообщает пресс-служба корпорации, новый трактор пришел на смену Т-100, который был лидером продаж в 60-х годах XX века.
«Проектированием машины занималась большая группа конструкторов заводского ГСКБ под руководством Ивана Кавьярова. Ему принадлежит и авторство термина «промышленный трактор», поначалу настороженно встреченного специалистами, но впоследствии прочно вошедшего в научный и технический обиход. Работы по подготовке Т-130 к серийному производству возглавлял Борис Магарилло. Ему же предстояло создать на его базе ряд модификаций — болотоходную, лесную, северную и т.д», — говорится в сообщении.
Новый трактор существенно отличался от своего предшественника Т-100. Он имел более мощный двигатель Д-160 с турбонаддувом, более экономичную камеру сгорания в поршне, новую коробку передач и усовершенствованную муфту сцепления. Для выпуска нового трактора потребовалась серьезная реконструкция производства, перестройка технологических процессов. Все недостающее оборудование также разрабатывалось на ЧТЗ. В частности, было спроектировано свыше 45 тыс. наименований техоснастки, различных приспособлений и инструментов, штампов. Часть этой номенклатуры изготавливали на других заводах Челябинска.
«Коллективные усилия машиностроителей по созданию первого промышленного трактора увенчались успехом: к середине апреля из ворот сборочного цеха опытно-производственного корпуса вышел первый Т-130. Всего на ЧТЗ было выпущено более 242 тыс. таких тракторов. Они отлично зарекомендовали себя в различных отраслях народного хозяйства», — сообщает пресс-служба.