Дата: 28.11.2013

На «нет» и суда нет: кто виноват в проигрыше заявки Екатеринбурга на проведение ЭКСПО?

На «нет» и суда нет: кто виноват в проигрыше заявки Екатеринбурга на проведение ЭКСПО?Слабые инфраструктурные, финансовые и инвестиционные возможности, а также отсутствие поддержки со стороны федеральных и областных властей стали, по оценке аналитиков, основными причинами проигрыша Екатеринбурга в борьбе за право проведения Всемирной выставки ЭКСПО-2020. Эксперты между тем отмечают, что город со своей стороны сделал все возможное. Но в условиях отсутствия необходимого финансирования и дефицитного бюджета выставочный городок так и остался лишь красивым проектом на бумаге, и дальше обещаний к 2020 году реализовать задуманное — дело не пошло. В то же время отсутствие интереса федерального центра в усилении позиций Екатеринбурга на мировой арене собеседники агентства приводят в качестве одной из причин того, что город «сражался в одиночку».

Напомним, вчера в Париже в ходе генеральной ассамблеи международного бюро выставок был определен город, в котором в 2020 году пройдет Всемирная выставка ЭКСПО. Выбор жюри остановился на Дубае. Для определения победителя на Генассамблее МБВ понадобилось провести три тура. По итогам первого голосования из конкурса выбыл бразильский город Сан-Паулу. Во втором туре наименьшее количество голосов набрал Измир (Турция). В третьем финальном туре за Дубай проголосовали 116 делегатов. Екатеринбург набрал только 47 голосов.

Борьбу Екатеринбурга за ЭКСПО высоко оценил генеральный секретарь МБВ Висенте Гонсалес Лоссерталес. Комментируя результаты голосования членов жюри, он заметил, что российская сторона «проделала огромную работу про продвижению заявки и сделала все, что могла». Но этого, как уже ясно, оказалось недостаточно. Эксперты называют различные причины.

«Проиграл не Екатеринбург, проиграла Россия», — отметил председатель Общественной палаты Екатеринбурга Александр Татаркин. По его словам, экспертное сообщество в Париже дало оценку фактической готовности того или иного города-претендента, а не обещаниям властей.

«Я читал заключения экспертов выставки, побывавших в Екатеринбурге весной 2013 года. Они хвалили город, но им показали лес, на месте которого к 2020 году построят выставочный комплекс. Звучало, по правде сказать, не очень убедительно. Особенно в контексте макроэкономических показателей, которые говорят о том, что достаточных инвестиций ждать не приходится. Вывод, который стоит сделать властям города и области: необходимо серьезнее подходить к подготовке, а не только обещать. Мировая общественность стала прагматичнее, и это качество основывается на оценке того, что уже сделано», — заметил Александр Татаркин.

Война политических амбиций городских и областных властей также не сыграла на руку Екатеринбургу. Одной из основных причин того, что заявка города не вышла в лидеры, ряд экспертов называет действия областных властей. По оценке депутата Екатеринбургской городской думы Вячеслава Вегнера, действия руководства Свердловской области стоит расценивать больше как pr-акцию перед федеральной элитой, нежели работу на интересы города.

«При достижении совместной цели — проведение ЭКСПО в Екатеринбурге — стоило поступиться личными, корыстными интересами. У регионального правительства была возможность прекратить войну между городом и областью и работать на одну цель. Однако проведение кампании по выбору мэра Екатеринбурга показало неспособность или не желание региональной власти идти на компромисс», — уверен Вячеслав Вегнер.

Генеральный директор ивент-бюро «Рыжий» Дмитрий Москвин называет целый комплекс причин того, что в 2020 году ЭКСПО в Екатеринбурге не пройдет, ключевая из них — устаревшее мышление российских чиновников, экспертов и обывателей.

«Люди мыслят категориями XX века, но глобальная ситуация уже сложилась совсем иная, и ключевой фактор в ней — конкуренция городов. Прежде всего, город должен быть узнаваем, деньги, климатические условия имеют второстепенное значение. Этот фактор учтен не был, и у ответственных чиновников складывалось обманчивое ощущение, что все получится, например, как с Олимпиадой в Сочи или Универсиадой в Казани: все спрячутся за спинами хозяина, который со всеми договорится. Екатеринбургу нечего было предъявить в качестве козыря — того, что могло бы выступить перспективой развития города», — заметил Дмитрий Москвин.

Общественный эксперт по Екатеринбургу Андрей Старцев вообще не видит других причин в том, что ЭКСПО в Екатеринбурге не пройдет, кроме одной. Она весьма проста: мировая общественность изначально хотела проведения всемирной выставки в Дубае.

«В Екатеринбурге значительный гостиничный фонд, аэропорт Кольцово соответствует международным требованиям, в городе развитая инфраструктура. То есть город был готов, денежные вливания из федерального бюджета в случае победы были бы не столь значительны. Но тем не менее Екатеринбург не может конкурировать по части инфраструктуры с Дубаем, а идеология ЭКСПО — прежде всего выставка должна стать толчком в развитии региона — разработана для внутреннего использования. ЭКСПО — высокотехнологичная выставка, например, Эйфелева башня в Париже была построена как раз к ней. Ничего подобного в Екатеринбурге сделано не было», — замечает общественный эксперт Андрей Старцев.

Отдельно стоит рассмотреть позицию федеральных властей в поддержании заявки Екатеринбурга на проведение всемирной выставки. Изначально высшая федеральная власть в лице президента России Владимира Путина активно подключилась к борьбе за ЭКСПО, проводились встречи с заявочной комиссией. Однако на последних стадиях интерес «наверху» пропал. Причины этого называются разные: от опустошения федерального бюджета после ЧМ-2018 по футболу и Олимпиады-2014 до отсутствия интереса федерации в усилении позиций Екатеринбурга. Согласно последней версии, город и его власти, отмечают собеседники агентства, и так не очень покорны федеральной линии, а проведение столь значимого события как ЭКСПО и связанные с ним инфраструктурные и экономические изменения и вовсе могут способствовать усилению влияния города на фоне обеих столиц. А допустить «наверху» этого не могут.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать