Дата: 16.10.2013

В I полугодии ОАО «ТКС Банк» зарегистрировало потери на 3,4 млн рублей от мошеннических действий по картам

УрБК, Москва, 16.10.2013. Более 25% всех мошеннических операций по картам приходится на «дружеский фрод» — когда клиент банка совершает покупку через Интернет за счет собственной карты, а затем требует возмещения от банка. Такой вывод сделал «Коммерсант», проанализировав данные банка «Тинькофф Кредитные Системы».

Только за первое полугодие текущего года банк зарегистрировал мошеннические операции по 3,9 тыс. карт, что привело к потерям на 3,4 млн руб., следует из проспекта банка к IPO. По итогам 2012 года эти потери оценивались в 7 млн руб., а количество карт, с которыми осуществлялись мошеннические операции, — в 5,9 тыс. По данным ТКС Банка, в 2012 году на «дружеский фрод» пришлось 27,4% общего числа мошенничеств. Затем идут операции по краденым картам — 16,1%, операции с использованием счетов, открытых по чужим или фальшивым документам — 15,3%, операции по потерянным картам — 14,4%, использование карты с вводом указанного на ней кода (CVV/CVC) — 13,7% и др.

До сих пор информация о потерях конкретных банков не раскрывалась. Однако весь бизнес ТКС Банка завязан на операции с картами, и он вынужден был раскрыть возможные риски инвесторам в ходе IPO.

По словам председателя правления НП «НПС» Андрея Емелина, в последнее время объем операций «дружеского фрода» растет и в России, и на Западе, поскольку для мошенников это фактически бесплатный способ украсть деньги.

Вскоре банки могут столкнуться с существенным увеличением потерь от «дружеского фрода», отмечает «Коммерсант». С 1 января 2014 года вступают в силу положения статьи 9 закона «О национальной платежной системе», устанавливающие порядок возмещения неправомерно списанных с карт средств.

«Правом проводить расследование, насколько сам клиент причастен к неправомерному списанию, банки будут наделены лишь в том случае, если уведомили клиента об операции. В тех случаях, когда клиент такого уведомления не получил, банк будет однозначно обязан возместить ему ущерб», — пояснил А. Емелин.

При этом операторы связи зачастую не хранят смс-уведомления (это сейчас один из самых распространенных способов), поэтому доказать факт уведомления клиента в текущей ситуации банки в большинстве случаев просто не смогут, указывают эксперты. То есть на практике может сложиться ситуация, в которой банки будут обязаны возвращать деньги в подавляющем большинстве случаев. Проблема может быть решена только при условии внесения поправок, которые установят сроки проведения расследования для банков и порядок уведомления клиентов.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать