Дата: 15.10.2013

Дефицит бюджета области: результат системного кризиса власти

Дефицит бюджета области: результат системного кризиса властиДефицит бюджета Свердловской области достиг максимально допустимого уровня — 30,6 млрд руб. и составил 22,2% от налоговых и неналоговых доходов региона. Аналитики связывают бюджетное фиаско с кризисом системы управления областью, а также общероссийской тенденцией к снижению деловой активности и объемов инвестиций. Все это происходит на фоне увеличения налоговых ставок, которое в противовес ожиданиям не только не пополняет бюджет региона, а, наоборот, объем доходов уменьшился еще на 6,4 млрд руб., вместе с тем уменьшатся на 4,1 млрд руб. и расходы бюджета.

Уже известно, что расходы бюджета сократят за счет урезания многих областных программ. Так, на 1,7 млрд руб. сократят программу «Развитие транспортного комплекса», в том числе расходы на содержание муниципальных дорог уменьшат на 1 млрд руб, а Екатеринбург в рамках программы «Столица» недополучит 431 млн руб.

Кроме того, высокий уровень дефицита стал причиной сокращения резервного фонда области на 500 млн руб. Представители власти признают, что к снижению объема доходов бюджета и неисполнению прогнозов по доходам привели стагнация в экономике и спад деловой активности в производственном секторе. Об этом на заседании правительства заявила министра финансов области Галина Кулаченко.

Однако спад деловой активности — прямое следствие политики государства. Председатель Общественной палаты Екатеринбурга Александр Татаркин уверен, что фиаско исполнения бюджета связано с системными проблемами в управлении регионом, а также с экономическим и общественным развитием страны.

«В Свердловской области очень несовершенна система распределения налогов, но это относится к стране в целом. Регионы и муниципалитеты перенасыщены полномочиями, которые им переданы федерацией. В то же время сдерживаются финансовые поступления, которые должны обеспечить выполнение этих обязательств. Это, по моему мнению, основная причина дефицита большинства регионов. Страна на пороге бюджетного кризиса регионов», — уверен Александр Татаркин.

Увеличение налогов в стране привело, по оценке Александра Татаркина, лишь к снижению их собираемости — бизнес ушел в тень. Так, по уточненному прогнозу, налоговые и неналоговые доходы бюджета Свердловской области уменьшатся на 8,5 млрд руб. Доход от налога на прибыль организаций снизится на 8,2 млрд руб., прогноз по акцизам предлагается уменьшить на 0,7 млрд руб., и это при ежегодном увеличении ставки акцизов.

«Власть увеличивает налоговые ставки, при этом не расширяя налогооблагаемую базу. Россия — единственная в мире страна с плоской шкалой налогообложения. От этого выигрывают люди, которые платят НДФЛ с зарплаты от 300 тыс. руб. до 1 млн руб. в месяц, при этом ровно такую же ставку платят те, чья зарплата составляет 2 МРОТ», — добавляет Александр Татаркин.

О непоследовательности налоговой политики как одной из причин дефицита бюджета говорят и представители малого и среднего бизнеса. Так, по оценке председателя совета НП «Комитет 101» Дмитрия Головина, модель экономического развития, основанная на вертикали власти и сырьевом характере экономики, себя исчерпала.

«Стране необходимы структурные реформы. Прежде всего, суда и полиции, что позволит увеличить инвестиционную привлекательность. Пока же собственность бизнеса никак не защищена в России. После повышения налогов ИП 600 тыс. предпринимателей по всей стране закрыли свою деятельность или уходят от налогов», — считает Дмитрий Головин.

Снижение деловой активности подтверждают и представители банковского сектора. Как рассказал заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин, с начала 2013 года в значительной степени увеличилось число крупных вкладов — от 1 млн руб.

«Проанализировав ситуацию и пообщавшись с рядом крупных вкладчиков, мы сделали вывод, что большинство из них — представители бизнеса — в основном индивидуальные предприниматели, которым в нынешних экономических условиях оказалось выгоднее вывести все средства из своего дела и положить в банк под 10-12% годовых. Именно такой доход они получали в год после уплаты всех налогов, взносов и штрафов», — сообщил Евгений Болотин.

Между тем, по оценкам наблюдателей, увеличение дефицита бюджета Свердловской области напрямую связано с деятельностью правительства региона. По словам депутата Законодательного собрания Свердловской области Андрея Альшевских, областные чиновники оказались не готовы к решению большинства проблем.

«Столь серьезное увеличение дефицита бюджета и сокращение финансирования областных программ — результат системных ошибок региональных властей. Ответственность лежит в том числе на Министерстве финансов и Министерстве экономики — одни планируют, другие исполняют. В ситуации, когда планируемые расходы и доходы разнятся на несколько миллиардов, встает вопрос и компетентности чиновников», — считает Андрей Альшевских.

Таким образом, объем денег в реальной экономике Свердловской области сокращается. Между тем решения проблемы уменьшения дефицита региона областные власти не предлагают. Вместо создания комфортной работы для налогоплательщиков идет планомерное сокращение расходов по всем статьям — от строительства дорог и образования до охраны окружающей среды.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать