Дата: 15.07.2013

Отпускные чеки: как правительство хочет заставить народ отдыхать дома

Власти решили заманить русских туристов в родные санатории и базы отдыха, создав для этого новый инструмент воздействия на рынок — туристические или отпускные чеки. По сути, это скидочные талоны на отдых в России, которые могут компенсировать от 30 до 70% стоимости любого туристического продукта. Цель у этого процесса очень глобальная — сделать внутренние туристические потоки больше внешних в численном соотношении. Иначе говоря, власти сильно обеспокоены тем количеством денег, которое русские граждане вывозят за рубеж в отпускной сезон.

Отпускные чеки: как правительство хочет заставить народ отдыхать домаОтпускные чеки: как правительство хочет заставить народ отдыхать дома

Механизм предоставления гражданам возможности недорого отдохнуть на территории России рассказал в интервью «Российской газете» руководитель Ростуризма Александр Радьков.

«Есть некий эмиссионный центр, который выпускает отпускные чеки. Их оптом закупают предприятия. Средства, которые они направляют на закупку чеков, не облагаются налогом на прибыль. Это выгодно предприятию. Затем оно реализует чеки своим сотрудникам по разным категориям: за 30, 50, 70% стоимости путевки, в зависимости от социальных льгот и других обстоятельств. А сотрудник этими чеками оплачивает туристические услуги: санатории, гостиницы и даже рестораны», — объяснил Александр Радьков.

На первый взгляд, экономическая выгода от этого предприятия кажется очевидной, но участники рынка так не считают. Они обеспокоены тем, что для туристических фирм, которые работают на внутреннем рынке, это может обернуться трагедией и разорением.

«Если данный замысел и воплотится в жизнь, то не во всех сферах туризма, да и работать эта программа, скорее всего, будет недолго. Ее рентабельность тоже сомнительна, потому что для реализации этой идеи потребуется привлекать много лишних людей. Но если эта система все же заработает, тогда туристическим компаниям, которые заняты на внутреннем рынке, вполне возможно, придется сворачивать свой бизнес», — заявила исполнительный директор ООО Туроператор «Континент» Людмила Лекомцева.

По словам участников рынка, необходимость в работе туристических фирм, суть которой сводится к посредничеству между потребителем и туристическими услугами, отпадет. Эту функцию будет выполнять государство или, возможно, одна из наиболее сильных компаний, которая выиграет тендер на поставку этих услуг.

«Туристические фирмы, которые работают на внутреннем рынке, при введении туристических чеков будут вынуждены уходить с рынка, потому что продажа туристических продуктов будет осуществляться напрямую с помощью государственного органа или посредством тендеров, которые смогут выиграть далеко не все», — отметила директор турфирмы «Тур-Урал» Наталья Поланкина.

Специалисты отмечают, что даже если государству удастся поставить на поток внутренний туризм, это будет чревато перегрузкой местных санаториев, которые не готовы к резкому увеличению численности туристов в силу неразвитости материально-технической базы и нехватки персонала.

«Уже сейчас туристы, вернувшиеся с отдыха из некоторых местных санаториев, жалуются на плохое качество обслуживания, на уменьшение количества процедур, а также на слишком плотную заполненность баз отдыха. Это говорит о том, что поставленная на поток работа санаториев, направленная на отмывание денег, работает против людей», — заявила Людмила Лекомцева.

Пока об инициативе Ростуризма ввести специальные чеки в регионе известно мало и представителям туриндустрии, и местным властям. Например, глава Невьянского городского округа Евгений Каюмов отметил, что не слышал о данном нововведении, но сомневается в его реализации, так как размеры заявленных скидок слишком высоки, чтобы принести прибыль всем заинтересованным сторонам.

«Я не слышал о подобной инициативе, но боюсь, что элементарные подсчеты прибыли говорят не в ее пользу: скидки до 70% — это очень много. К тому же то, что слишком дешево, не всегда оказывается привлекательным для потребителя», — заявил Евгений Каюмов.

По его мнению, туристов надо привлекать в регионы не ценами, а качеством продукта: чистотой улиц, грамотностью экскурсоводов, гостеприимством отелей.

Что касается непосредственно санаториев и баз отдыха Свердловской области, то тут специалисты тоже без энтузиазма отнеслись к введению чековой системы, потому что, как оказалось, в увеличении нагрузки они не нуждаются.

«Вкладывать в эту инициативу миллиарды — неосмотрительно, потому что в данном случае нужно действовать точечно. У нас, например, людей и так селить некуда. Мы в увеличении потока не нуждаемся. К тому же необходимо отметить, что стоимость путевки в некоторые зарубежные туры даже меньше, чем в наш санаторий, так как здесь цена увеличивается за счет лечебных процедур. Поэтому смысла в том, чтобы вкладывать огромное количество денег в скидочную систему посредством чеков, я не вижу», — рассказал директор обособленного подразделения санатория «Нижние Серги» Владимир Сидельников.

Таким образом, никто из специалистов, заинтересованных в развитии внутреннего туризма на Урале, не назвал эту инициативу нужной, выгодной или интересной. Наоборот, это очередное вмешательство чиновников в уже отлаженные отношения на рынке, по мнению экспертов, может стать причиной их дестабилизации.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать