Дата: 02.07.2013

На дне: рентабельность автотранспортных грузоперевозок сокращается

Грузовые автомобильные перевозки в России переживают не лучшие времена. По данным Росстата, доля убыточных предприятий в данной сфере выросла до 60%. По оценке аналитиков, столь низкая рентабельность связана с целым рядом факторов, среди которых высокие накладные расходы, кадровый дефицит, а также банкротство контрагентов. Не в пользу транспортников сыграло и появление единого таможенного союза с ближайшими государствами. В то же время ряд экспертов уверен, что не все так плохо, и предприятия сами занижают показатели прибыли с целью ухода от налогов.

Президент Уральской логистической ассоциации Сергей Шавзис считает, что столь низкая рентабельность в сфере автоперевозок связана с общей ситуацией на рынке.

«На рынке действуют достаточно низкие тарифы на перевозки, система налогообложения также не дает предприятиям эффективно вести хозяйство. В основном транспортники находятся на упрощенном или вмененном налогообложении, что не позволяет им для обновления своего подвижного состава использовать такие инструменты, как лизинг. В связи с этим парк изнашивается, а старый парк очень тяжело сопровождать, потому как он требует постоянного ремонта. Кроме того, старые предприятия имеют в наследии содержание больших основных фондов, которые зачастую не соответствую реальным потребностям предприятий. При всем при этом зарплата у водителей остается достаточно высокой, поскольку существует кадровый голод на водителей категории «Е», — рассказал Сергей Шавзис.

В Свердловской области, по оценке эксперта, ситуация на рынке автотранспортных грузовых перевозок обостряется тем, что регион находится в самом центре России, и все экспортные и импортные грузы перехватывают предприятия из ближнего зарубежья.

«В связи с созданием таможенного союза груз, для примера, завозится на территорию Белоруссии, а дальше транспортируется белорусскими перевозчиками. Такая же ситуация и с Казахстаном. В результате российские перевозчики потеряли достаточно большую долю рынка», — добавляет Сергей Шавзис.

Снижение уровня прибыли подтверждают и сами участники рынка. Тяжелее всего, по традиции, небольшим предприятиям. Как рассказали УрБК в транспортной компании «ТрансЭкспресс», занимающейся грузовыми перевозками на территории Уральского региона, рентабельность рынка автотранспортных перевозок постепенно падает в связи с тем, что сокращается число клиентов.

«С начала 2013 года оборот нашей компании упал на 20%, это связано с тем, что очень много предприятий закрываются и уходят с рынка. Прибыль также снизилась до 5-7% от оборота. И это при том, что наши тарифы выше, чем среднерыночные. Предприятия с более низкими тарифами работают за счет большого числа направлений. Если у них количество направлений в среднем 20, то у нас 5-6», — рассказали в компании «ТрансЭкспресс».

Крупные игроки рынка грузоперевозок также не дают оптимистичных прогнозов, однако данные относительно доли убыточных предприятий считают завышенными. Так, по оценке руководства транспортной компании «Кит», с отрицательной рентабельностью сегодня работают порядка 30% участников рынка.

«Кризис последних лет в значительной степени повлиял на бизнес в целом. Несмотря на то, что его пик пришелся на 2008 год, в настоящее время снижение бизнес-активности продолжается. На сегодняшний день многие транспортные компании вместо диверсификации услуг идут по пути демпинга, видя в этом свое спасение. Кроме того, удорожание топлива не сулит ничего хорошего для игроков рынка автотранспортных перевозок», — рассказала специалист по связям с общественностью компании «Кит» Ольга Печеркина.

Существует и иная точка зрения. Так, заместитель генерального директора по стратегическому развитию перевозчика ОАО «Лорри» уверен, что не все так плохо на рынке автомобильных перевозок, а данные Росстата содержат весьма большую погрешность, поскольку далеко не все предприятия, которые осуществляют грузовые перевозки, проходят в Росстате как транспортные компании.

«По данным Росстата, в Свердловской области работают порядка 50 автотранспортных компаний, а на деле их количество достигает 1 тыс. предприятий. Поэтому нет веры в то, что 60% компаний убыточны. Дело в том, что транспортники всегда следуют за экономикой, и если повышается топливо и растет инфляция, то расходы перекладываются на клиентов за счет повышения тарифов. Согласитесь, что если у компании операционная деятельность убыточная, то она не сможет существовать на рынке», — рассказал Александр Трахтенберг.

Эксперт добавляет, что в среднем автомобильный парк российских перевозчиков насчитывает 5-7 машин, в результате они попадают в категорию малого бизнеса, у которого есть целый ряд инструментов для того, чтобы не показывать свою прибыль с целью ухода от налогов.

Работать с отрицательной рентабельностью долго не получится. Таким образом, вскоре в среднем число игроков на рынке автотранспортных грузовых перевозок может сократиться на 45%, то есть почти вдвое.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать