
По данным аналитика Уральской палаты недвижимости Константина Октаева, рынок офисной недвижимости локализован, преимущественно, в центре города и новые объекты, по его словам тоже будут располагаться тут.
«Тенденции переноса спроса офисных площадей на окраины города в Екатеринбурге нет, есть единичные примеры. По факту сделок и крупных проектов основным деловым районом остается центр города. новые объекты будут располагаться здесь же, на окраинах подобных проектов нет», — рассказал Константин Октаев.
Ценовая политика управляющих компаний также свидетельствует в пользу того, что офисы на окраинах не пользуются популярностью.
Так, по данным УПН, цены на качественные площади класса «В+» варьируются в пределах 1 200 — 1 250 рублей за квадратный метр, офис категории «В» можно арендовать за 1 000 — 1 050 рублей, «С» — от 730 рублей за квадратный метр. Что касается площадей в БЦ «Квартал» на Сибирском Тракте, то здесь офисы класса «В+», по сообщению представителя его управляющей компании, можно арендовать за 790 рублей за квадратный метр, что по сути приближено по стоимости к категории «С».
В связи с низким спросом на коммерческие площади на окраинах города, девелоперы стараются строить небольшие объекты поближе к центру.
«В основном проектируются объекты до 15 тысяч квадратных метров. Перед девелоперами остро стоит вопрос с финансированием и привлечением инвестиций в проекты, поэтому формат строений ограничен, они должны быть реализованы в короткие сроки. Поэтому в основном девелоперы сейчас ориентируются на средний и мелкий бизнес, проектируя объекты мелкой нарезки ближе к центру», — рассказал Константин Октаев.
Что касается крупных компаний, то по мнению коммерческого директора УК «AVS Девелопмент» Льва Тетина, здесь наметилось две тенденции, которые, возможно, реализуются в течение 10 лет. С одной стороны, организация центра деловой активности «Екатеринбург-Сити»; с другой — ухода из центра города крупных корпораций, которые по аналогии с московскими вынесут свои деловые центры на окраины.
Сейчас существуют некоторые единичные проекты по созданию компаниями центров деловой активности за пределами Екатеринбурга. Главная их цель — избежание автомобильных пробок, но они еще только на бумаге. Например, в планы НП «УС «Атомстройкомплекс» входит построить офис в Среднеуральске, где в настоящее время компания работает над созданием альтернативного центра притяжения, конкурентоспособного уральской столице.
«Главная идея создать такие условия, чтобы жить и работать в Среднеуральске в ближайшие годы стало престижно и даже комфортнее, чем в центре Екатеринбурга за счет снятия проблемы транспортной напряженности, характерной для Екатеринбурга, а главное — качественной инфраструктуры и экологии, при этом близкой расположенности к мегаполису», — сообщили в пресс-службе НП «УС «Атомстройкомплекс».
Также существует проект по созданию многофункционального комплекса с торговыми и офисными площадями на Химмаше. Здесь застройщиком является «AVS Group».
«Проект многофункционального делового комплекса на Химмаше находится в разработке и буквально через два месяца будет завершен. Подобные объекты должны будут развиваться и в других районах города», — рассказал Лев Тетин.
Проект строительства офисного здания существует и в районе Академический.
Однако, по мнению общественного эксперта по Екатеринбургу Андрея Старцева, подобные попытки диверсифицированного подхода строительства офисных зданий не решат проблему и без того уже загруженных дорог.
«Существующий дорожный трафик в Екатеринбурге достиг на данный момент максимальной плотности, дальнейшее возрастание невозможно с нашей пропускной способностью улиц. Но даже если начнется процесс выноса офисных площадей на окраины, ситуация с нашей объездной дорогой проще не станет, так как все основные дороги все равно идут через центр города. А построить отдельный деловой район для бизнеса у города не хватит средств», — заключил эксперт.
Татьяна Юстус