В 2012 году Свердловская область заняла 2 место среди городов России после Москвы по количеству несчастных случаев с тяжкими последствиями: в прошлом году на производстве погибло 99 человек, 366 работников получило серьезные травмы. По данным Государственной инспекции труда, в указанный период количество смертей на производстве несколько снизилось по сравнению с 2011 годом, в течение которого погибло 114 человек. Однако, по оценке экспертов, эти данные весьма относительны и не отражают реального состояния проблемы, поскольку учитывают лишь тех работников, с кем работодатель находится в трудовых отношениях.
Как уточняет заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Свердловской области по охране труда Татьяна Гасилина, если человек работал по договору подряда, его отношения с работодателем классифицируются как гражданско-правовые, и никакой ответственности за несчастные случаи с такими работниками наниматель не несет.
«Если вспомнить январский пожар 2013 года, в котором погибло 8 строителей, у нас этот случай на сегодня не учтен. Хотя рабочие находились на территории предприятия и были направлены туда для выполнения работ, ни один из работников с какой-либо организацией в трудовых отношениях не состоял. Вместо трудового договора был заключен договор подряда между строительной компанией и одним из погибших. Остальные граждане формально работниками не являлись: их просто позвали знакомые», — рассказала Татьяна Гасилина.
Таких случаев, по данным ГИТ, достаточно много. В частности, пожар на одной из стройплощадок Кировского района, где погибло 3 человека, не расследовался, так как ни один из погибших не состоял в трудовых отношениях с какой-либо организацией.
«Не так давно также был случай на строительстве жилого комплекса «Академический»: 2 иностранных работника упали в шахту лифта. Эти люди были наняты без трудового договора, а мы такие случаи не расследуем», — пояснила Татьяна Гасилина.
Как сообщила заместитель руководителя ГИТ, для того, чтобы ситуация изменилась, недостаточно полномочий Госинспекции: должны быть приняты изменения в федеральном трудовом законодательстве.
«Мы все время пишем в вышестоящие инстанции, что работодателям нужно запретить нанимать физических лиц или хотя бы иностранных рабочих по договору подряда. Кроме того, можно увеличить размер штрафа, налагаемого Госинспекцией (сейчас он составляет 1 — 5 тыс. руб. для руководителя предприятия). В настоящее время мы готовим пакет предложений, который будет передан в министерство 1 июня, но что будет сделано реально — неизвестно», — добавила Татьяна Гасилина.
По словам заместителя председателя Федерации профсоюзов Свердловской области Алексея Киселева, общественные организации бессильны в вопросе охраны работы работников до тех пор, пока они сами и их работодатели не будут заинтересованы в безопасности.
«Профсоюзы делают достаточно много для борьбы с несчастными случаями — разрабатываются программы по легализации работников, ведется работа с мигрантами, с серыми формами зарплат. Но пока сами работники не осознают необходимость официального трудоустройства. Мы можем хоть что делать, но законодатель нам скажет: трудовой договор — ответственность работодателя, пока официального трудоустройства нет, мы не сможем его защитить», — рассказал Алексей Киселев.
При этом эксперт отмечает, что мигрантам крайне сложно устроиться официально, поскольку работодатели сами не готовы их устроить, особенно это касается строительной индустрии.
«Российское законодательство позволяет работодателям не устраивать работника официально. Контролирующих органов недостаточно, чтобы вести проверку официального трудоустройства. Необходимы более жесткие меры со стороны прокуратуры, инспекции труда. Работодатели в ответ сетуют на высокие налоги, но это не значит, что нужно нарушать закон, он равен для всех», — добавляет Алексей Киселев.
Однако даже право на законное привлечение рабочей силы работодателем зачастую остается нереализованным. Как сообщили в НП «Гильдия Строителей Урала», в исполнительную дирекцию НП не так давно обратился Борис Шварц, директор ООО «Виктория Инвест Строй», компании, входящей в состав партнерства. Предприниматель сетует на бюрократические проволочки, мешающие официально трудоустроить мигрантов.
«Процедура оформления на работу иностранных граждан, установленная региональным УФМС, такова, что процесс невероятно затягивается. Причем скорость его не зависит от активности компаний-заявителей, а определяется исключительно узостью системы, через которую пропускают поток трудовых мигрантов. Что касается конкретно группы «Виктория», то для нее физически невозможно реализовать выделенную ей квоту на 730 иностранных рабочих. По независящим от нее причинам оформление такого количества работников растягивается на весь календарный год, и, более того, 100 — 150 квот остаются невыбранными, право компании на законное привлечение рабочей силы нереализованным. Естественно, это самым негативным образом сказывается на производственной деятельности компании, на своевременности ввода необходимых городу объектов», — сообщил Борис Шварц.
Несмотря на рост числа несчастных случаев, количество нелегальных мигрантов, не имеющих возможности официально устроиться, растет с каждым годом. Мало у кого из них, по оценке экспертов, есть притязания на комфортные условия труда и официальное трудоустройство. В данном случае предложение рождает спрос. Доводы работодателей относительно отсутствия официального трудоустройства своих сотрудников, в большей степени это касается мигрантов, понятны — дешевая рабочая сила и отсутствие необходимости платить дополнительные налоги в бюджет. Но в таком случае исчезает необходимость соблюдения элементарных правил безопасности, что ведет к росту числа смертей, ответственность за которые никто не несет.