Дата: 14.12.2012

В Екатеринбурге дефицит бюджетных выставочных площадей

Коэффициент загруженности выставочных площадей столицы Урала по итогам текущего года составил всего 32,3%. Для сравнения, среднегодовая загруженность выставочных метров в Москве составляет 60-70%, а в Санкт-Петербурге — 40-50%. Мнения экспертов, о причинах столь низкой загрузки разделились. По оценке одних, число крупных выставок несоизмеримо с числом качественных площадей — на рынке образовался излишек больших площадок. По утверждению других, число выставок сокращается по причине дефицита площадей эконом-класса, отсюда и низкая загруженность. Однако вывод один — дисбаланс на рынке выставочных площадей играет против его игроков — организаторов и участников экспозиций.

По данным администрации на сегодняшний день в Екатеринбурге объем качественных специализированных выставочных площадей составляет 56,7 тыс. кв. м, а по общему объему выставочных площадей город занимает одно из лидирующих мест. При этом, коэффициент загруженности площадей по итогам года составил всего 32,3%. Об этом сообщил председатель комитета по организации бытового обслуживания населения администрации города Екатеринбурга Максим Афанасьев.

Столь низкий показатель, по мнению аналитиков, обусловлен несколькими факторами. Прежде всего, их излишком. Выставочная площадь только нового МВЦ «Екатеринбург-Экспо», введенного в эксплуатацию 2 года назад, составила 50 000 кв.м. Одновременно сократилось число выставок. Таким образом, увеличение площадей и сокращение числа мероприятий в результате и дало низкий коэффициент загруженности.

Между тем, снижение конгрессной активности, по мнению экспертов, вызвана изменением структуры выставочного рынка. Так, исчезло много мелких выставок, также постепенно сошли на нет и отраслевые. Последние пострадали опять же после ввода МВЦ «Екатеринбург-Экспо». Как утверждают участники рынка, когда в МВЦ проходит комплексная универсальная выставка, и предприятия различный отраслей направляются туда, под давлением административного ресурса или по собственному желанию, то во второй раз в рамках отдельной отраслевой выставки они уже не участвуют.

Основная же причина спада выставочной активности в Екатеринбурге, по мнению экспертов, заключается в том, что российские, в частности, уральские предприятия уже в полной мере вкусили выставочный маркетинг и знают, что он него ожидать.

«Многие предприятия выросли у себя в регионе, на наших местных выставка. И теперь некоторым и Москва уже не нужна, поскольку головные офисы почти всех предприятий находятся именно там, в регионах остались только представительства. Порядка 50% головных офисов крупных российских предприятий и вовсе уже перебрались в Европу. Региональных предприятий, руководству которых было бы важно позиционироваться на Урале и в частности в Екатеринбурге все меньше. Местный рынок ими уже завоеван. Для решения своих стратегических и производственных задач им нужно осваивать зарубежные рынки. Поэтому все устремились в Европу и Юго-восточную Азию», — рассказала УрБК учредитель и председатель совета директоров ООО «Агентство бизнес контактов» Полина Хорошилова.

По оценке ряда участников рынка, Екатеринбург испытывает нехватку выставочных площадей эконом-класса площадью от 1 до 3 тыс. кв. м. для проведения малобюджетных экспозиций. Что опять же становиться причиной закрытия многих постоянных выставок.

«Это приводит к тому, что многие выставки закрываются, они не могут позволить себе арендовать крупные помещения. Так, в ЦМТЕ первый этаж полностью сдан, выставки там больше не проводятся. КОСК «Россия» по постановлению администрации Екатеринбурга вскоре закрывается на реконструкцию. То есть число небольших выставочных площадок только сокращается», — уверен и.о. генерального директора государственного регионального выставочного центра «ИнЭкспо» Александр Худяков.

Структура участников региональных выставок также изменилась. Сегодня порядка 70% участников уральских выставок продают товар не своего производства. Примерно четверть участников — представители малого бизнеса с товарами народного потребления. Еще совсем не большой процент составляют российские предприятия, которые еще не успели освоить местный рынок. Однако, зачастую их намерения пересекаются с интересами местных производителей. Дверь в регион им закрыта и участие в выставках становится бессмысленным.

«В России и во всем мире существуют очень мощные механизмы внутри каждой отрасли и каждого региона. Они заключаются в том, что если на рынках присутствуют интересы местных производителей, то гостей никто не пустит, даже если они предлагают качественный товар по более выгодным ценам», — добавляет Полина Хорошилова.

Отсутствие площадей на рынке Екатеринбурга толкнет операторов к освоению МВЦ «Екатеринбург-Экспо», который на сегодняшний день по большей части простаивает, что опять же влияет на низкий коэффициент загруженности выставочный площадей.

«Другого выхода у них не будет. Если площадей нет, а постоянную отраслевую выставку закрывать не собираются, поскольку она приносит прибыль, то у выставочных операторов остается одна дорога — в «Екатеринбург-Экспо». МВЦ полностью удовлетворяет спрос на проведение масштабных выставок. Вопрос лишь в реорганизации транспортной инфраструктуры», — добавляет Александр Худяков, отмечая, что идеальным вариантом стало бы строительство метро до «выставочника».

Впрочем, с момента открытия «Екатеринбург-Экспо» остается полупустым. Вопрос заполнения выставочника на сегодняшний день решается неординарными методами. Так, в этом году в нем расположится «ГлавЁлка» — самый крупный новогодний проект Свердловской области. Так, на территории парка должны появиться ледовый городок с узнаваемыми объектами Екатеринбурга, а также каток площадью 10 000 квадратных метров. В павильонах комплекса — океанариум, арт-академия, парк аттракционов с лазерным лабиринтом и симулятором.

Стоит отметить, что в 2012 году в Екатеринбурге было проведено 82 выставочно-ярмарочных мероприятия в сфере торговли, промышленности, строительства и услуг, из них 7 международных выставок и 67 выставок с международным участием. Доля крупных выставок составила — 3,5%, средних — 62%, мелких — 34,5%. Среднее количество экспонентов на одной вставке составило 118, в среднем одну выставку посещает 12 тыс. человек («Иннопром-2012» посетило 70 тыс. человек).
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать