Дата: 27.11.2012

Второй пошел: Свердловская область вновь покроет дефицит бюджета займом

Второй пошел: Свердловская область вновь покроет дефицит бюджета займомПравительство Свердловской области заявило о намерении разместить второй облигационный заем объемом 3 млрд рублей. Дата начала размещения ценных бумаг назначена на 5 декабря 2012 года. По мнению депутатов и финансовых экспертов, подобное решение вновь загонит регион в долги, однако другого способа покрыть дефицит бюджета попросту нет. Впрочем, по словам экспертов, бояться не стоит: заем для благополучия не опасен. Он лишь подтверждает интерес инвесторов к региону.

Напомним, первый трехмиллиардный заем область разместила в декабре 2011 года. В день закрытия книги заявок общий спрос на облигации дебютного выпуска превысил 6 млрд рублей. Это дало экспертам основания утверждать, что Свердловская область на хорошем счету у инвесторов.

Затем весной зашла речь о следующем займе на ту же сумму. Вскрытие конвертов с заявками состоялось 15 мая 2012 года. На право организовать размещение второго облигационного займа Свердловской области претендовали ОАО «Банк «Открытие», ОАО «АКБ «Связь-Банк», ЗАО «Инвестиционная компания «Тройка Диалог», ОАО «Банк «Уралсиб» и филиал ОАО «Банк ВТБ в Екатеринбурге».

В итоге генеральным агентом стал Банк ВТБ.

Отметим, что в конце сентября министр финансов Свердловской области заявляла, что правительство намерено отказаться от планов по размещению облигационного займа в размере 3 млрд рублей.

26 ноября правительство Свердловской области утвердило решение об эмиссии гособлигаций Свердловской области 2012 года с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга. Государственный регистрационный номер выпуска — RU34002SVS0. Срок обращения облигаций — 1825 дней. Ставка будет установлена министерством финансов на основании заявок, полученных от участников размещения.

По мнению экспертов, данная мера направлена на частичное покрытие дефицита бюджета: в следующем году он составит 15,5 млрд рублей. Однако, как полагает депутат Законодательного собрания, член комитета по бюджету Лев Ковпак, в данном решении много экономических рисков, и региону нужно быть осторожным, решая проблемы с помощью облигационного займа.

«Я опасаюсь, что есть риски с размещением облигаций. На данный момент непонятно, какая будет купонная выплата, — все будет зависеть от доходности. И еще один риск — оферта: все облигационные займы имеют такую особенность, что через год-два инвесторы имеют право предложить госструктурам или частным компаниям выкупить облигации обратно. В 2008 году мы видели, как это случалось с бизнесом. В этом случае у нас может случиться кассовый разрыв. Облигационный заем — очень тонкий инструмент, которым нужно пользоваться с большой осторожностью», — отмечает Лев Ковпак.

Увеличивать финансирование самых проблемных сфер можно и таким способом, отмечает депутат Дмитрий Ионин.

«Мы знаем, что сейчас в 8 раз увеличено финансирование ЖКХ, и это очень важно. Когда на такие решения идут деньги, это хорошо, даже если они идут из займа. ЖКХ — это та часть, которую нам нужно закрывать всеми возможными способами. Хотя, если изучить бюджет, там есть в чем урезать расходы. Однако правительство приняло именно такое решение», — говорит депутат.

Облигационный заем — на данный момент единственный правильный способ решить проблему с дефицитом, уверяет финансовый аналитик Константин Селянин.

«Бюджеты на этот и следующий год заметно дефицитные, и вариантов решения проблемы не так много. Можно пытаться увеличивать доходы путем соответствующего увеличения налоговой базы, создавая привлекательные условия для бизнеса и так далее, но это дело долгое. Кроме того, можно увеличивать налоги, но это опять же будет препятствовать первому пути. От этого варианта отказались, и это, на мой взгляд, правильно. Еще можно сократить расходы, это трудно за счет больших трат на социальные программы. Поэтому приходится прибегать к займам, что, собственно, область и делает», — заявляет эксперт.

По его мнению, бояться пока нечего: заем в таком объеме не опасен для региональной экономики.

«Это действительно один из путей, и он неплох до тех пор, пока размер этих займов остается в разумных рамках. Пока никаких серьезных угроз над Свердловской областью не висит. И сейчас для подобного шага самое удобное время», — полагает аналитик.

Кроме того, по мнению финансового эксперта Дмитрия Земерова, подобное решение направлено в первую очередь на различные инвестиционные проекты, такие как подготовка к «ЭКСПО-2020». По мнению экспертов, это даст Свердловской области массу возможностей: реализация этих проектов, целевых программ принесет региону достаточно дополнительных средств как для покрытия займа, так и для дальнейшего снижения дефицита бюджета.

Отметим также, что Средний Урал далеко не единственный, в подобной ситуации сейчас находятся и соседние регионы. Наблюдается четкий федеральный тренд: постепенный отказ от централизованного финансирования для самостоятельного поиска регионами инвесторов.

Валентина Попова
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать