
Примером подобной инновации может служить «мобильный платежный терминал» от Банка24.ру — небольшое устройство, с помощью которого мобильный телефон или ноутбук может считывать информацию с банковских карт и принимать по ним платежи. Первыми на рынок вывели такое устройство украинская банковская группа «Приватбанк» (в России работает через ЗАО «Москомприватбанк») совместно с розничной сетью МТС. Банк24.ру является посредником и с каждого платежа взимает комиссию от 1,8 до 2,7% в зависимости от вида карты.
Сегодня Банк24.ру предлагает это устройство юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. С помощью специализированного программного обеспечения оно привязывается к расчетному счету предпринимателя и фактически превращает мобильное устройство в платежный терминал наподобие тех, какие стоят в большинстве торговых точек.
Впрочем, есть у устройства и свои особенности, отличающие его от обычных кассовых аппаратов с возможностью считывания пластиковых карт. И именно в этих особенностях, по мнению экспертов, и таятся весьма серьезные риски, с которыми сталкиваются все пользователи «мобильных платежных терминалов».
Риск № 1 — криминал
Первые же комментарии по поводу появления «мобильных платежных терминалов» были посвящены широким возможностям использования устройства в криминальных и коррупционных схемах. Наблюдатели стали говорить о возможном появлении целого рынка «черного безнала». Устройство словно специально создано для проведения различного рода коррупционных схем и мошеннических акций. Так, если раньше кредитная карта служила гарантией защиты средств от банальной карманной кражи (главное было не писать ПИН-код на самой карте), то сейчас похитить деньги с кредитки становится куда легче: карта проводится через устройство, оформленное на подставную фирму, а потом средства обналичиваются с помощью новой кредитки в любом банкомате.
Специалисты Банка24.ру говорят о том, что предусмотрели определенные меры защиты от мошенников.
«Максимальный размер одной операции — 15 000 рублей либо эквивалент суммы в любой валюте. Максимальный размер суммы операций в день — 600 000 рублей либо эквивалент суммы в любой валюте. По одной и той же карте терминал не принимает более двух операций в день. То есть по одной и той же карте можно сделать покупку двумя операциями по 15 000, в итоге 30 000», — пояснила консультант Банка24.ру.
Впрочем, перспектива потерять не все деньги, а только 30 тысяч в день — не самое надежное утешение для возможных жертв преступных элементов.
Безопасностью подобных технологий оказались обеспокоены и посетители профильных форумов Екатеринбурга.
«Я не скрываю — с апреля этого года я не сотрудник банка. До этого работал 6 лет в ЦБ, 12 лет — в коммерческих банках. Но когда я вижу, что пиарят ОПАСНУЮ технологию, при этом не сообщают клиентам о «подводных граблях», — молчать не буду. Тем более что страдать от небезопасности этой технологии будете не вы и не ваши клиенты, а держатели карт других банков», — считает пользователь Cybervlad.
«Все здесь отписавшиеся боятся не конкуренции, а того, что карты, выпущенные в ИХ банках, будут скомпрометированы в ДАННЫХ устройствах. В связи с чем у многих из них возникнут дополнительные головные боли. Мы просто хотим понять, безопасны ли для наших держателей карт ваши устройства. Пока из всего, что я понял, — НЕТ», — пишут форумчане.
«Устройство легко позволяет получить данные магнитной полосы клиента. Как дальше ими воспользуется нечистоплотный торговец — это уже другая тема», — отмечают посетители форума.
По мнению специалиста Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH Анны Пашининой, вызывает опасения вопрос безопасности клиентских счетов. Всем известна мошенническая схема, когда через разработанные программы-вирусы со счетов снимаются значительные суммы денег.
«Как собственник мобильного устройства или ноутбука сможет гарантировать безопасность покупателям, оплачивающим его товары/услуги через новое устройство? И кто будет нести ответственность при причинении ущерба держателю карты: банк, выпустивший карту клиента; банк, предоставивший продавцу «мини-терминал» и обслуживающий его; или же сам собственник телефона, который не обеспечил клиенту необходимый уровень безопасности, например, не установил необходимое ПО, защищающее его устройство от вирусов?» — отмечает эксперт.
Риск № 2 — отзыв платежа
Второй точкой риска, о которой говорят эксперты, является возможность отзыва или опротестовывания уже проведенного платежа со стороны клиента организации, пользующейся «мобильным платежным терминалом». Дело в том, что традиционно верифицирующим фактором при платеже пластиковой картой служит собственноручная роспись клиента на кассовом чеке. Очевидно, что описываемое нами устройство никаких кассовых чеков не печатает, соответственно, и расписываться клиенту банально негде. Таким образом, у недобросовестного клиента может появиться искушение оспорить операцию и потребовать возврата уплаченных средств. Подтвердить факт совершения сделки и согласия клиента на списание средств с его счета будет не так-то просто.
Конечно, банк предлагает насколько способов разрешения данной ситуации, например распечатку чеков на принтере. Но они резко снижают интерес к гаджету как к мобильному устройству.
Альтернативой может являться роспись с помощью стилуса или пальца на экране смартфона или планшетника, но сложно сказать, насколько она может служить заменой реальной росписи — во всяком случае, до формирования обширной судебной практики по подобным делам.
Риск № 3 — налоговые органы
Впрочем, все прочие риски меркнут по сравнению с главным — риском столкнуться с несовершенством российского законодательства, которое просто не предусматривает возможности существования такого устройства, как «мобильный платежный терминал». А это значит, что с точки зрения налоговых органов все операции, осуществленные с его использованием, могут выглядеть как сомнительные.
Дело в том, что согласно существующим правилам торговли все торговые операции, сопровождающиеся приемом денег или кредитных карт у физических лиц, должны осуществляться посредством опломбированного и зарегистрированного контрольно-кассового аппарата. Выписка товарного чека рассматривается скорее как некое исключение, нежели правило ведения торговли, и допустима она при работе с наличным, а не безналичным расчетом. Смысл использования подобных аппаратов прежде всего фискальный — с их помощью государство отслеживает платежные операции с целью взимания налогов.
Очевидно, что «мобильный платежный терминал» и подобные ему инновационные гаджеты сложно отнести к «устройствам, опломбированным в надлежащем порядке, зарегистрированным в налоговом органе и обеспечивающим надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов на контрольной ленте». Собственно, ни контрольной ленты, ни чеков в устройстве нет и быть не может. Очевидно, что такое положение вещей слабо согласуется с существующим законодательством.
Как пояснила консультант банка, перед оплатой по мини-терминалу нужно ввести номер телефона, после оплаты на телефон придет SMS-сообщение со ссылкой, пройдя по которой можно распечатать чек; также можно указать и электронную почту, на которую придет платежный документ. Кроме того, консультанты кредитной организации советуют пользователям выписывать своим клиентам кассовые чеки. Возможно, такая система может успокоить клиентов, но как отнесутся к ней налоговые органы?
Агентство «УралБизнесКонсалтинг» обратилось за разъяснениями в Управление Федеральной налоговой службы России по Свердловской области. Ответ налоговиков был совершенно однозначен.
«В соответствии с п. 6 Положения № 470 при печати кассового чека с оплатой по платежной карте ККТ должна кроме кассового чека обеспечивать печать документа, подтверждающего факт осуществления расчета с использованием платежной карты. При этом устройство для считывания информации с платежных карт должно входить в состав контрольно-кассового устройства или обеспечивать ввод в нее информации о проведенном расчете с использованием платежной карты», — говорится в письме УФНС.
«Вместе с тем, п. 1 статьи 5 Закона № 54-ФЗ для организаций установлены, в том числе, следующие обязанности: выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки, обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ», — поясняет свою позицию УФНС.
«Пунктом 4.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России от 30.08.1993 № 104, установлено, что кассовый чек печатается непосредственно сразу же после получения денег от покупателя (клиента)», — сообщается в письме УФНС. Таким образом, налоговая служба ставит точку в вопросе об отправке чека по электронной почте.
Исходя из этого, можно констатировать, что «мобильный платежный терминал» от Банка24.ру и подобные ему устройства имеют весьма и весьма отдаленное отношение к тому, что налоговая служба понимает под «надлежащим контрольно-кассовым аппаратом». И можно только догадываться, чем может завершиться налоговая проверка юридического лица или ИП, ведущего расчеты с покупателями через подобное устройство. Впрочем, определенный свет на последствия работы с «мобильным платежным терминалом» проливает сама налоговая служба.
«Обращаем внимание на то, что неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, образует событие административного правонарушения, установленного ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», — говорится в письме УФНС по Свердловской области.