
Региональные нормативы Гильдии управляющих и девелоперов (ГУД), принятые не так давно в Екатеринбурге (одно машино-место на 100–150 кв. м офисных площадей), по моему мнению, были в значительной степени пролоббированы собственниками офисных центров и бизнес-центров класса А и занижены. Иначе по параметру обеспеченности парковочными местами многие уже построенные объекты нельзя было бы отнести к этому классу.
Ситуация связана с тем, что срок окупаемости встроенных парковок в несколько раз выше сроков окупаемости офисной части здания и девелоперам невыгодно строить достаточные по обеспеченности парковки. «Ничего, припаркуются и на близлежащих улицах», — думают наши девелоперы. Американский же принцип «без парковки нет бизнеса» еще не утвердился в их головах. Между тем срок жизни офисного здания составляет несколько десятков лет, и всё это время оно должно сохранять конкурентоспособность. В сегодняшних же условиях многие работники офисных зданий будут вынуждены оставлять машину за один-два квартала от офисного здания или нести существенные затраты на платную парковку. Как вы думаете, что будет со ставками аренды в таком офисном центре?
Изложенная проблема является лишь частью проблемы более глобальной, которая заключается в том, что сейчас практически все рынки объектов коммерческой недвижимости постепенно переходят из экстенсивной стадии развития в качественную. В новых условиях, если девелопер хочет, чтобы его объект был успешным и конкурентоспособным на протяжении всего периода жизни, он должен исходить из потребностей своих клиентов. Без помощи маркетинговых технологий успешный объект не создать. На этой стадии развития рынка девиз девелопера «место, место и еще раз место» начинает уступать первенство девизу «концепция, концепция и еще раз концепция».