
Другой точки зрения придерживается Игорь Кошмин, Председатель Правления БАНКА «НЕЙВА», по словам которого перспективы малых банков не так однозначны.
«На сегодня нет никаких предпосылок к тому, чтобы небольшие банки ушли с рынка. Более того, многие из них успешно развиваются, активно наращивая клиентскую базу. Один из примеров тому — БАНК «НЕЙВА». На сегодняшний день уже более 13 тысяч клиентов — юридических лиц и ИП проголосовали рублем в пользу «НЕЙВЫ», а не одного из крупнейших российских банков», — говорит Игорь Кошмин.
— Игорь Александрович, по вашему мнению, каким должен быть небольшой банк, чтобы оставаться интересным для своих клиентов?
— В любом бизнесе, вне зависимости от его размера и отраслевой принадлежности, важно руководствоваться здравым смыслом. Отсюда два простых правила. Первое — конкурентоспособность продуктов и услуг. Они должны быть востребованы клиентами и рынком. Второе — щепетильное отношение к своей внутренней экономике. Важно четко осознавать, что мы хотим получить от каждого продукта в линейке услуг.
— Давайте поподробнее, что делает продукты банка конкурентоспособными?
— Интуитивное понимание и простота. Их грамотное структурирование. Есть и еще один важный момент — четкая отладка процедуры взаимодействия банка с клиентом: ее нужно выстроить таким образом, чтобы клиент максимально быстро получал то, за чем он пришел. Таким образом, понятный простой продукт плюс высокая скорость принятия решений — это и есть тот фундамент, на котором можно построить успешный региональный банк.
— А что касается внутренней экономики банка?
— Банк — структура коммерческая. Главная цель — получение прибыли. Мы выявляем и анализируем основные потребности клиентов, просчитываем всю экономику, четко структурируем продукты и делаем рынку качественное интересное предложение. Для нас широкая линейка продуктов — не самоцель. Мы не распыляемся на «факультативные» направления, если они требуют растраты ресурсов: временных, финансовых и прочих — и при этом негарантированно принесут отдачу. Мы концентрируем свои основные усилия на тех продуктах, которые действительно востребованы рынком и которые приносят нам доход.
В результате за обслуживание в нашем банке клиенты платят понятные им деньги, получают удобный качественный продукт и необходимые им сервисы. Мы же получаем отдачу, адекватную нашим ожиданиям.
— Создавая свои продукты, на каких клиентов вы ориентируетесь?
— В первую очередь на предприятия среднего, малого бизнеса, а также микробизнеса. Именно под них заточено большинство наших продуктов и технологий. В то же время среди наших клиентов есть и представители более крупного бизнеса — известные на рынке компании.
Небольшие организации зачастую не представляют интереса для крупных федеральных банков, в результате чего не находят у них полного понимания. Мы же стараемся разговаривать с данными клиентами на одном языке. Ориентация на наших клиентов, постоянный контакт, оперативное реагирование на их запросы — в числе наших основных приоритетов. Нам кажется, что гораздо целесообразнее и продуктивнее не выстраивать длинные цепочки, а сокращать их до одного звена, когда клиент может напрямую обращаться, скажем, к специалисту, который отвечает в банке за РКО или кредитование. Достучаться до нас очень легко.
— Какими продуктами вам удается привлечь клиентов?
— Наш стержневой продукт — расчетно-кассовое обслуживание. Это действительно удачный продукт, что называется, под ключ. Гибкая тарифная политика позволяет любому предприятию — от стартапа до представителей более крупного бизнеса — выбрать оптимальный пакет обслуживания.
С уверенностью могу сказать, что наша система дистанционного банковского обслуживания «БАНК ДИРЕКТ» удовлетворит потребности даже самого взыскательного клиента. Эргономичность и простота интерфейса делают работу в системе «БАНК ДИРЕКТ» комфортной даже для неподготовленного пользователя. Операционный день у нас продлен до 22.00. Все электронные платежи происходят в режиме реального времени (online). Интернет банк оснащен множеством онлайн-сервисов: от заявки на депозиты до заказа инкассаторского автомобиля.
Отмечу, что даже без массированной рекламной кампании количество счетов стабильно растет, ежемесячно у нас открывается около 500 счетов. Это значит, что РКО «НЕЙВЫ» люди рекомендуют друг другу.
Приведу такой пример. По рекомендации одного из наших клиентов к нам в банк позвонил руководитель предприятия, который находился в командировке. Расчетного счета в нашем банке у его предприятия еще не было, но для заключения нового контракта ему необходимо было оперативно предоставить контрагентам свои реквизиты. На выручку пришел сервис «Счет online», когда, находясь в любой точке мира, зайдя на интернет сайт банка, заполнив простую анкету, ты сразу же получаешь реквизиты своего счета. Удивительно, но факт: часть электронных анкет на открытие счета поступает ночью.
Те клиенты, что выбрали наш банк для расчетно кассового обслуживания, пользуются особыми привилегиями. Предприятиям, имеющим стабильные обороты в нашем банке и деятельность которых нам понятна, мы предлагаем воспользоваться кредитом «Овердрафт старт». Это своего рода предодобренный банком кредит, имеющий упрощенную процедуру оформления. Достаточно акцептовать в системе «БАНК ДИРЕКТ» предложение от банка, и через день можно получить кредит без предоставления массы документов и залогов — пожалуйста, пользуйтесь.
— Что нового в части кредитования?
— Кредитование юридических лиц — одно из приоритетных наших направлений. В мае мы запускаем новую стандартную линейку кредитов для юридических лиц. Наши кредиты очень простые и быстрые в оформлении. Выдаются с минимумом документов и, что называется, по первому требованию — решения по займам мы принимаем в течение дня. Получить финансирование по весьма адекватным процентным ставкам на развитие бизнеса можно в сумме до 2 млн руб. Для малого и микробизнеса — цифра достаточная. Кредит может быть как залоговым, так и беззалоговым. В то же время мы достаточно успешно кредитуем предприятия и на большие суммы.
В последний год мы видим, как растет спрос на такой банковский продукт, как гарантии, необходимые для участия в муниципальных и государственных тендерах. Мы умеем с ними работать и активно предлагаем нашим клиентам. В общем, имеем желание и возможность кредитовать.
— На что еще, кроме кредитования и РКО, могут рассчитывать ваши клиенты — юридические лица?
— Отмечу, что мы можем обслужить клиента комплексно, предлагая такие сопутствующие услуги, как собственная инкассация, корпоративная банковская карта. Наши корпоративные карты очень удобны и функциональны, с ними можно работать напрямую по основному расчетному счету, также можно открыть отдельный специальный счет для операций с картами. Много онлайновых сервисов по управлению картами доступно через систему «БАНК ДИРЕКТ».
Весьма привлекательны у нас депозиты для юридических лиц. Их линейка неширока, но вполне достаточна, чтобы быть адекватной любой ситуации с деньгами, которая сложилась у клиента. Ставки достаточно высокие, что, с одной стороны, объясняется структурой наших привлеченных средств — большой долей бесплатных пассивов, а с другой стороны, не может не радовать наших вкладчиков.
— Что касается физических лиц, их есть чем порадовать?
— В первую очередь кредитованием. С 1 апреля мы запустили новую кредитную линейку «ОКи дОКи» — кредиты повышенной комфортности». Эксклюзивный, уникальный продукт в этой сфере придумать очень сложно. Да и вряд ли нужно. У нас есть свое представление о риске, о марже, с учетом которого и была сформирована линейка кредитов. В кредитах «ОКи дОКи» сочетаются выгодные ставки, отсутствие комиссий, быстрые сроки рассмотрения заявок, удобное обслуживание. Благодаря различным опциям клиенты банка имеют возможность гибко управлять процентной ставкой по своему кредиту и формировать индивидуальный график обслуживания кредита, оптимизируя свои платежи. Мы очень бережно относимся к нашим клиентам, которые аккуратно исполняют свои обязательства по кредитам. Для таких клиентов в банке действует программа «Льготная ставка» — она снижает ставку по кредитам и делает наши потребительские кредиты еще более выгодными и комфортными.
Таким образом, работая как с юридическими, так и с физическими лицами, мы концентрируемся на тех направлениях, которые априори им интересны, создаем понятные и простые продукты. Итоги первого квартала этого года подтвердили правильность выбранной нами стратегии: рентабельность капитала превысила 20%. Для нас это значит одно: и маленький банк может, а главное, должен быть эффективным — и для его акционеров, и для его клиентов.
Интервью предоставлено журналом «Деловой квартал»