Дата: 24.04.2012

«Уральский рабочий» и Юрий Глазков: Пряник на фасаде, или Новая жизнь забытой «карусели»

Маленький скверик на углу улиц Малышева и Воеводина рядом с известным всем екатеринбуржцам магазином «Цветы» будет застроен. Вопрос о том, не лучше ли его сохранить, на Градостроительном совете на сей раз не рассматривался, так как еще 4 года назад решен положительно — тогда было признано возможным разместить здесь офисное здание, эскизный проект которого представил академик Геннадий Белянкин.

Нынче же вниманию мэтров был предложен новый проект. Его появление продиктовано в первую очередь тем, что намечавшийся союз инвесторов с Музеем изобразительных искусств не состоялся и, следовательно, соединение двух построек стало неактуальным, а отдельно стоящее здание надо проектировать иначе. Плюс созрели новые идеи, плюс застройщик — УГМК — оказался нетипичным представителем своего племени и пошел на значительное (более чем вдвое!) сокращение площадей ради архитектурной выразительности и технического совершенства. При этом более чем вдвое — с 40 до 90 — увеличено количество подземных парковочных мест, соединенных с поверхностью механическими подъемниками.

Композиционно здание представляет собой каскад объемов, ниспадающих к Исети, последний блок подхватывает с тыла пресловутый цветочный магазин, который становится составной частью единого архитектурного решения, благо собственник у этого здания и земельного участка один.

Авторы проекта Алексей Куковякин и Наталья Яландина отказались от соблазна сделать объект доминирующим (а в данной точке это более чем возможно), определили для него подчиненное по отношению к соседям положение, проявили пластическую сдержанность, что вовсе не то же самое, что упрощенность. Главная «фишка» будущего офисного здания, возможно, в том, что сквер в значительной степени сохраняется, затекая в вырезы фасада, в открытую галерею под нависающим вторым этажом и на озелененные террасы. Поддерживают «зеленую тему» и так называемые живые стены в интерьерах.

Компоновка помещений позволяет по максимуму использовать естественное освещение — как за счет витражей, так и благодаря специальным колодцам, опускающим дневной свет от фонарей на эксплуатируемой кровле до нижних этажей.

По ходу обсуждения не раз всплывало имя покойного Пассажа: вот там бы застройщик проявил подобную заботу о том, как впишется в городскую среду новый объект, о том, как сохранить и приспособить историческую постройку. А один из мэтров Виктор Золотарев, заслуженный архитектор России, продолжающий переживать из-за разрушения памятника, даже слегка завелся: вот здесь-то как раз и не стоило авторам напрягаться, пытаясь вписать в современный фасад этот магазинчик, творение какого-то полуграмотного архитектора, тем более что и историческая его ценность сомнительна (до «Цветов» здесь была забегаловка, известная в кругах пьющего населения как «карусель»).

Вообще диапазон прозвучавших оценок был весьма широк. Но большинство членов совета все же сошлись в том, что по сравнению с первым проектом сделан значительный шаг вперед. Можно и нужно дорабатывать. Например, сдвинуть здание чуть-чуть вглубь, дабы оно не так накладывалось на соседний Limerance, сделать более широким и удобным проход через арку к Историческому скверу, подумать над цветом остекления. С учетом того, каков застройщик, есть надежда, что на «мелочах» не сэкономят и построят то, что можно считать образцом по части качества, экологичности и энергоэффективности. Ну а что касается старого магазинчика… Да, пряник пряником, не шедевр. Но раз он есть, раз к нему привыкли — пусть уж остается. Тем паче, что большинство горожан в архакадемиях не учились, они-то как раз спасибо скажут, что сохранили.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать