Дата: 29.03.2012

Киоски против дискаунтеров: Свердловская область готовится жить в условиях нового закона о торговле

Несмотря на растущее число объектов торговли в Свердловской области, потребность региона в них до сих пор не удовлетворена. К такому выводу пришли участники круглого стола, прошедшего в Екатеринбурге. Отрасль торговли в целом, по мнению его участников, до сих пор не всегда понятна и прозрачна как для потребителей, так и для предпринимателей.

Как известно, в Свердловской области принят закон «О регулировании торговой деятельности». Согласно задумке разработчиков, его смысл в том, чтобы создать единые на территории области подходы при организации и осуществлении торговли. Закон о торговле позволит, по мнению законодателей, решить ряд задач, стоящих перед органами власти: обеспечить прозрачность решений в сфере торговли, унифицировать требования, предъявляемые к хозяйствующим субъектам при осуществлении торговой деятельности, упростить процедуры организации торговли для субъектов малого и среднего предпринимательства. Главная цель — удовлетворить потребности населения в продовольственных и непродовольственных товарах.

Кроме того, муниципалитетам предоставлена возможность влиять на территориальное размещение объектов торговли.

Однако предприниматели опасаются: отдав инициативу в руки муниципалитетов, закон ущемит их права, дав местным властям возможность выдавливать неугодный бизнес с подконтрольной территории.

«Реализация закона меня настораживает. На мой взгляд, закон ущемляет права малого бизнеса. Ему трудно бороться с административными барьерами. Если крупный сетевик свободно входит в администрацию любого муниципалитета, то малому бизнесу сделать это тяжело. К тому же не стоит забывать о собственных интересах, которые нередко преследуют главы городов. Торговля будет в руках родственников, знакомых», — выразил общие опасения президент Союза малого и среднего бизнеса в Свердловской области Анатолий Филиппенков.

Один из разработчиков документа, заместитель министра торговли, питания и услуг Свердловской области Татьяна Попова парировала: закон, наоборот, сделает торговлю и сферу услуг прозрачной, что благоприятно скажется и на бизнесе, и на покупателе.

«К сожалению, на сегодняшний день мы не можем в полной мере гарантировать жителям области качество товаров и услуг. Закон позволит сделать торговую сферу более прозрачной, муниципалитеты займутся структурированием расчетов, ассортимента. Уже сейчас торговый рынок Екатеринбурга находится на третьем месте по России, впереди лишь Москва и Санкт-Петербург. При этом в нашем регионе высокая оборачиваемость товаров, в этом вопросе мы впереди планеты всей. Поэтому надо работать над обеспечением качественных торговых площадей», — отметила Т. Попова.

В свою очередь, президент Союза малого и среднего бизнеса Южного управленческого округа области Татьяна Рябова считает, что в связи с развитием качественных площадей киоски и павильоны в больших городах должны изжить себя.

«Важно сегодня то, чтобы предприниматель платил налоги, а в объектах нестационарной торговли, то есть в киосках и павильонах, налоги можно и не платить. Я считаю, что киоски должны изжить себя в больших городах. Завозные продукты продавать в стационарных точках, а свои — на рынках, по весу. Не стоит забывать и о том, что в киосках санитарные нормы находятся на самом низком уровне», — заявила Т. Рябова.

Т. Попова тоже считает, что киоски надо сокращать там, где они лишние, при этом она отметила, что в России они мешают развитию магазинов, в которых продают необходимые товары.

«Магазины эконом-класса, такие как «Пятерочка», «Монетка», «Купец», «Ашан», не могут быть дискаунтерами. Такую роль сегодня в России выполняют киоски, павильоны», — сказала она.

К тому же Т. Попова уверена в том, что большие торговые центры провоцируют вокруг себя автомобильные пробки, тогда как в магазины шаговой доступности люди ходили бы пешком.

Председатель совета НП «Комитет 101» Дмитрий Головин категорически не согласился с Т. Рябовой и Т. Поповой, считая, что в киосках продукты дешевле и сам киоск находится в шаговой доступности.

«Я считаю, что город не надо освобождать от киосков: товары там дешевле. Ведь в магазинных продуктах в цену заложено отопление, аренда. Вообще, сегодня в России актуальны 3 слова: дорого, мало и плохо — дорогие товары, небольшой ассортимент и плохое качество. Я думаю, что областной закон необходимо было принять еще 10 лет назад. Пока же Екатеринбург превратился в «уральский Дубай» — инфраструктура идет впереди развития торговли», — пояснил Д. Головин.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать