Дата: 16.03.2012

«Уральский рабочий» и Елена Мационг: Карточный долг

Можно ли обойтись хотя бы день, не имея ни копейки наличных в кармане, исключительно банковской картой? Простой житейский опыт показывает, что, если в центре Екатеринбурга вполне можно рассчитывать на «электронный кошелек» в супермаркетах, кафе, аптеках, то ближе к окраинам жизнь существенно осложняется.

Там пластиковая карта уже практически не рассматривается как платежное средство в небольших магазинах шаговой доступности, сфере общепита и предприятиях сферы обслуживания. А отъехав еще хотя бы на 40—50 км от областного центра и вовсе бесполезно полагаться на банковскую карту, даже если вы входите в список Форбс и у вас на счету миллиардное состояние. Ну, разве что добраться в долг на такси до ближайшего банкомата и снять спасительные наличные.

Между тем Свердловская область стабильно входит в тройку лидеров по числу электронных терминалов в торговле, банкоматов и выпущенных банковских карт. Более того, за последние пять лет регион сделал, можно сказать, гигантский шаг в отлаживании системы безналичных расчетов. Так, по данным ЦБ России, число банковских карт, находящихся сегодня в обращении только физических лиц, составляет уже 5,8 млн штук (в 2007 году было 3,8 млн). Сегодня в торговых предприятиях области установлено 23 тысячи электронных терминалов, в регионе действует почти 5 тысяч банкоматов. В 2007 году совокупная цифра всех этих устройств составляла 18,6 тысячи. При этом суммы расчетов по банковским картам перевалили уже за 5,5 млрд рублей в год. И все же, как следует из данных анализа ЦБ, доля наличного денежного оборота составляет сейчас львиные 81% против 19% — по безналичному. Хотя, надо признать, еще год назад «нал» составлял и вовсе 86%.

Причин того, что без кошелька с купюрами по-прежнему обойтись достаточно сложно, эксперты называют несколько.

— Во-первых, установить электронный терминал оплаты — значит, автоматически сделать бизнес прозрачным, — отмечает зам. председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин. — Между тем значительная часть малого и среднего бизнеса ведется в сером, теневом секторе. И это не столько вина отечественных предпринимателей, сколько их беда: они поставлены в ситуацию, когда сделать бизнес полностью подконтрольным налоговым органам для них во многих случаях сродни его ликвидации. И потому они стараются не показывать реальные обороты средств по безналичным расчетам. Предприятия сферы торговли и тем более — сферы услуг предпочитают работать с наличкой до последнего, поскольку это позволяет им скрывать бизнес. Правда, это происходит ровно до тех пор, пока они не почувствуют, что теряют клиентов.

Доцент кафедры экономической теории Высшей школы экономики УрФУ Анна Дьячкова считает, что еще одной немаловажной причиной проблемы является то, что магазины, предприятия сферы обслуживания не желают нести дополнительные расходы, выплачивая комиссию за осуществление операций по безналичному расчету.

— Дело в том, что банк взимает от 1,5 до 2,5 процента от суммы платежа с организации (подчеркну — не с покупателя), и предприятия с небольшими оборотами, конечно, предпочитают экономить, — констатирует Анна Дьячкова. — Правда, зачастую экономия выходит мнимой: магазины не платят комиссию, но при этом упускают клиентов.

При этом эксперт привела в качестве противоположного примера страны Европы и США.

— Общеизвестно, что в Париже даже билеты в метро, музеи можно приобрести, рассчитываясь средствами с банковской карты. А в Америке человек, имеющий больше 50 долларов в бумажнике, и вовсе может вызвать подозрение, поскольку столько наличных денег ему иметь просто незачем.

Ко всему, по мнению эксперта, еще одной из причин популярности «кэша» в нашей стране является то, что часть населения по-прежнему настороженно относится к пластиковым картам, предпочитая иметь в кошельке вполне «понятные», ощутимые купюры. Опасаются мошенников, боятся, что «зажует» или «проглотит» карту, говорит Анна Дьячкова, а потому в день зарплаты или пенсии такие люди предпочитают по привычке целиком снимать все деньги со счета.

Надо сказать, банки в свою очередь что есть сил стремятся поднять «рейтинг» пластиковых карт. Устраивают лотереи, вводят накопительные бонусы и специальные программы. Например, за каждую потраченную тысячу рублей со счета пластиковой карты накапливается определенное количество милей, которые потом можно использовать в качестве оплаты авиаперелета и т. д.

Стремятся максимально увеличить долю безналичных платежей в общем обороте денежных средств и власти.

— За последние несколько лет в регионе было реализовано две программы по активизации безналичных расчетов, — отмечает Евгений Болотин. — Первая касалась оплаты коммунальных платежей. И я считаю, что она в целом успешно реализована — оплатить услуги ЖКХ сегодня можно без особых проблем, причем, не вставая с дивана. Вторая ставила перед собой цель снабдить электронными терминалами оплаты предприятия торговли. И в данном случае результат тоже достигнут неплохой. По крайней мере, во всех больших городах области есть возможность сделать покупки по пластиковой карте. И уже далеко не только в больших сетевых супермаркетах, — заключил эксперт.

К слову, по данным комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, сегодня электронные терминалы оплаты имеются в 70% всех магазинов областного центра и в 30—40% предприятий, относящихся к сфере обслуживания.

Надо сказать, отдельные аналитики для решения проблемы предлагают обязать предприятия законодательно иметь терминалы по оплате банковскими картами. По их мнению, эта мера позволит довольно быстро достигнуть уровня развитых рынков по показателям безналичных расчетов. Впрочем, по мнению Евгения Болотина, куда действеннее метода «кнута» было бы создание таких условий в экономике, когда владельцам малого и среднего бизнеса стало бы незачем скрывать обороты безналичных средств. Когда им самим были бы выгодны прозрачные условия игры.

Мнения:

Анатолий Филиппенков, председатель Союза малого и среднего бизнеса в Свердловской области:

— У нас, к сожалению, с пластиковыми картами все грустно и плохо. До заграницы нам далеко. У меня как-то был случай — служба безопасности банка сняла с карты 150 тысяч. Потом, правда, вернули, извинились. Но такие случаи бывают повсеместно. Поэтому иностранцы, когда к нам приезжают, всегда в недоумении. И удивляются нашим туристам, которые ходят с пачкой долларов, перетянутой резинкой. Это российский менталитет. Я сам пользуюсь за границей пластиковой картой. Но на родине расплачиваюсь только наличностью. Хотя переходить на безналичный расчет нам, конечно, надо. Это поможет контролировать денежные потоки и выявлять преступность.

Лев Ковпак, вице-президент одной из торговых сетей:

— Большие суммы наличными не ношу с собой давно. В кармане, например, сейчас около 800 рублей. Считаю, что расчеты карточкой очень удобны. Кроме того, сейчас есть и кредитные карты, деньгами с которых можно пользоваться беспроцентно, в течение, например, 50 дней. Банк России перестал клепать монеты номиналом 1—5 копеек, в продуктовых магазинах часто сдачу сдают не до копеек, поэтому проще рассчитаться карточкой. Несмотря на то что таким способом расчета охвачено множество объектов общепита, торговли и услуг, иногда бывают и неприятные ситуации. Например, придешь в магазин с хорошим настроением, наберешь подарков, идешь к кассе, а тебе говорят: «Связи с банком нет, свободен. До новых встреч».

Прочитать материал полностью: http://газета-уральский-рабочий.рф/society/4170/
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать