Дата: 29.02.2012

Комитет по развитию инфраструктуры и жилищной политике Законодательного собрания Свердловской области предложил создать регионального железнодорожного грузоперевозчика

УрБК, Екатеринбург, 29.02.2012. Комитет по развитию инфраструктуры и жилищной политике Законодательного собрания Свердловской области неудовлетворен результатами реформирования на железнодорожном транспорте.

В ходе очередного заседания депутаты обсудили вопрос о мерах, принимаемых правительством Свердловской области и руководством Свердловского филиала ОАО «Российские железные дороги» по решению задач, предусмотренных программой структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Программа утверждена постановлением правительства РФ в мае 2001 года, напомнил первый заместитель начальника Свердловского филиала ОАО «Российские железные дороги» Валерий Фомин. Ее цели — повышение устойчивости, доступности, безопасности и качества транспортных услуг, снижение совокупных народно-хозяйственных затрат, обеспечение экономического роста через развитие транспортной инфраструктуры, формирование гармоничной транспортной системы страны.

Реформа железнодорожного транспорта проводилась в три этапа. В январе 2011 года решено было в целях развития рыночной среды и конкуренции продлить мероприятия программы до 2015 года. Главные задачи на четвертом этапе — ликвидировать дефицит всех типов подвижного состава, повысить эффективность работы вагонных парков, обеспечить потребности экономики в погрузочных ресурсах.

Отметив позитивные изменения в работе железнодорожного транспорта в процессе его реформирования, докладчик отметил отставание нормативно-правовой базы от темпов реформирования отрасли и сформировавшейся практики отношений между участниками транспортного рынка. В частности, законодательно не определены условия перевозки порожних вагонов, не решен вопрос по сокращению размеров перекрестного субсидирования в тарифах на перевозку грузов различных тарифных классов, не определена ответственность за использование вагонов в качестве склада на колесах, не установлен правовой статус операторов (владельцев) подвижного состава и т.п.

Отсутствие необходимого правового регулирования привело к увеличению нагрузки на инфраструктуру общего пользования — вследствие роста встречных порожних пробегов, увеличения времени их простоя и сокращения уровня маршрутизации перевозок. Нежелание некоторых грузоотправителей (в основном с небольшим объемом груза) самостоятельно выстраивать взаимоотношения с компаниями-операторами и невозможность рационального использования вагонов в условиях существующих инфраструктурных ограничений привели к недостаточному удовлетворению спроса пользователей услуг на перевозки грузов железнодорожным транспортом.

В. Фомин считает, что Свердловская железная дорога работает на пределе своих возможностей, и с учетом прогнозируемого на ближайшие годы роста производства и соответствующего увеличения грузооборота она может не справиться с ожидаемой нагрузкой. По мнению руководства, в развитие до 2020 года дороги и снятие инфраструктурных ограничений необходимо инвестировать порядка 266 млрд. рублей.

Члены комитета Дмитрий Ионин, Олег Исаков, Владимир Коньков, Виктор Якимов привели примеры искусственного дефицита подвижного состава, жалобы строителей, лесопромышленников и других товаропроизводителей на завышенные тарифы посреднических фирм, многодневные простои грузов, ущемление интересов производителей Свердловской области за счет удовлетворения потребностей южноуральских грузоотправителей и т.д.

О. Исаков и В. Якимов дали жесткую оценку результатам первых трех этапов реформы. За одиннадцать лет заявленные цели и задачи не достигнуты. Убыточная работа ОАО «Свердловская пригородная компания» вынудила депутатов Заксобрания изыскать из областного бюджета на 2012 год около 1 млрд. рублей на финансирование перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом. Высказано мнение о возможной приостановке реформирования и возврате на исходные позиции.

Правительству Свердловской области комитет предложил рассмотреть возможность создания областного государственного унитарного предприятия — региональной перевозочной компании, которая взяла бы на себя роль координатора грузоперевозок. По мнению депутатов, это повысит качество и эффективность работы всей системы, выведет ее на безубыточный уровень, а также решит множество сопутствующих вопросов.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать