Дата: 14.12.2011

Проект «Уктус»: перспективы туманны

Проект «Уктус»: перспективы туманны В Свердловской области активизировалось обсуждение темы развития региональной авиации. Уже в будущем году из дефицитного бюджета региона на эти цели предлагается выделить 200 млн. рублей. Между тем даже приблизительного понимания, когда города области можно будет соединить авиарейсами, будет ли это предложение востребовано и во сколько обойдется перелет Екатеринбург — Серов, нет ни у чиновников, ни у совладельцев проекта — Уральской горно-металлургической компании.

В Екатеринбурге сегодня состоялось подписание трехстороннего соглашения, которое положило начало созданию ОАО «Аэропорт «Уктус». Документ завизировали и.о. губернатора Свердловской области Анатолий Гредин, генеральный директор ООО «УГМК-Холдинг» Андрей Козицын и генеральный директор ОАО «Аэропорт «Уктус» Алексей Соболев.

Участники проекта охотно делятся воспоминаниями о советском прошлом: маршрутная авиасеть, связывающая Екатеринбург с 23 аэродромами в отдаленных территориях, была создана в середине прошлого века и успешно проработала 50 лет. Летали на Ан-2 и вертолетах Ми-8. С уходом с этого рынка государства регулярные пассажирские перевозки на местных авиалиниях сразу стали убыточными.

Сегодня Уктус обеспечивает базирование и обслуживание воздушных судов центра медицины катастроф, МЧС и департамента лесного хозяйства. Но хочется большего — регулярных авиаперевозок и бизнес-чартов. Правда, ясности пока нет.

«Намерения по бизнес-перевозкам есть, правда, нет конкретики. Решение будут принимать акционеры», — пояснил генеральный директор ОАО «Аэропорт «Уктус» Алексей Соболев в ходе подписания соглашения.

И действительно, конкретики нет. Есть лишь намерения развивать аэропорт.

«Предстоит много работы. Куда нам летать, определит маркетинговая служба. Наиважнейшая задача сейчас — возрождение аэропорта», — зафиксировал предел интереса властей Анатолий Гредин.

Пока известны лишь базовые цифры. В частности, доля участия Свердловской области в ОАО «Аэропорт «Уктус» составит 75%, УГМК — 25%. Акционерное общество объединит имущественный комплекс аэропорта, уже выкупленный горно-металлургической компанией, и часть имущества Второго Свердловского авиапредприятия — наследия советских времен.

Кстати, само авиапредприятие (федеральная собственность) находится в стадии конкурсного производства. В смутные времена, когда перевозки перестали дотироваться, на реконструкцию инфраструктуры аэропорта деньги не выделялись, что привело к изношенности зданий, сооружений, оборудования и авиационной техники и в итоге — к убыточности.

По проекту бюджета Свердловской области на 2012 год в уставный капитал аэропорта «Уктус» планируется направить 200 млн. рублей. Область дает эти деньги на выкуп находящегося в конкурсном производстве имущества Второго Свердловского авиапредприятия и приобретение авиатехники для обеспечения основной деятельности. УГМК обещает внести в уставный капитал имущественный комплекс, расположенный на территории аэропорта. В его состав входит 22 объекта общей стоимостью 150 млн. рублей.

Сейчас эти объекты используются для базирования деловой авиации.

Сохранившиеся взлетно-посадочные площадки в Екатеринбурге, Серове, Ивделе и рабочем поселке Сосьва задумано оснастить мобильными топливозаправщиками. Неофициально говорят и о некоем аэропорте в районе Верхней Салды или Нижнего Тагила, якобы необходимом для развития проекта «Титановая долина». Но с этой особой экономической зоной ясности не больше, чем с самими авиаперевозками.

Роль бюджета в проекте уже ясна: ежегодно необходимы будут субсидии на компенсацию понесенных авиаперевозчиками расходов по доставке пассажиров в труднодоступные районы области. Аналогичная схема, правда с куда большими объемами, давно работает в отношении перевозок граждан на электропоездах. Убытки железнодорожников — в среднем по 1 млрд. рублей в год. По авиации пока даже предварительных расчетов нет.

Единственный внятный озвученный ориентир — в год силами аэропорта «Уктус» можно перевозить на внутриобластных авиалиниях порядка 50–75 тыс. пассажиров. Куда — непонятно, за какие деньги — не ясно, когда — полный туман.

Скептики между тем уже отмечают, что идею может постичь судьба широко разрекламированных железнодорожных высокоскоростных магистралей Екатеринбург — Нижний Тагил и Екатеринбург — Челябинск, о которых власти уже и не вспоминают.

Еще один вариант — реализовать при помощи бюджетных вливаний проект, который в итоге будет работать исключительно на малую бизнес-авиацию. Тем более что у УГМК в Чехии есть авиастроительный завод.

Оксана Морозова
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать