Дата: 18.08.2011

«РБК daily» и Анастасия Литвинова: Особые экономические зоны станут еще особеннее

Ставки налога на прибыль, землю и имущество в особых экономических зонах могут быть обнулены — законопроект о налоговых «пряниках» разработали в Минэкономразвития. Кроме того, состав самих зон может качественно измениться: статуса рискуют лишиться Ставропольский край и Калининградская область, а Рязанская и Псковская области могут, напротив, пополнить список ОЭЗ.

Минэкономразвития подготовило поправки к закону об особых экономических зонах (ОЭЗ), дающие дополнительные налоговые льготы для резидентов, сообщил глава департамента ОЭЗ и проектного финансирования министерства Дмитрий Левченков. В первую очередь поправки касаются туристско-рекреационных зон, где уровень налоговых преференций ниже, чем для других типов ОЭЗ. Пакет поправок предполагает пересмотр ставок налога на прибыль, землю и имущество вплоть до их обнуления. Изменится и срок жизни преференций — законодательно их предлагают закрепить на десятилетнем уровне (сейчас льготы предоставляются резидентам в зависимости от типа зоны на срок от трех до пяти лет). Кроме того, Минэкономразвития предлагает ввести дополнительные льготы для компаний, финансирующих инфраструктуру в ОЭЗ.

Также законом предусматривается создание ОЭЗ регионального типа. В отличие от федеральных таким площадкам не будут предоставляться таможенные преференции, зато будут введены налоговые льготы на региональном уровне. «Любой субъект, который будет соответствовать определенному набору критериев, сможет по согласованию с правительством создать такую зону», — заявил г-н Левченков. Раскрывать технические детали открытия новых зон чиновник отказался, сославшись на незавершенные ведомственные согласования. По его словам, региональные зоны призваны «дать импульс для создания новых производств в субъектах», финансирование которых будет идти в приоритетном порядке. Не исключено, что поправки будут приняты уже в осеннюю сессию.

«Изначально российские ОЭЗ создавались как особые зоны с консервативным налогообложением — без предоставления резидентам значительных налоговых преференций. По этой причине приток резидентов в зоны был совсем не таким, как предполагался правительством, особенно в первые несколько лет. Серьезные налоговые послабления могли бы способствовать прорыву производственной и инновационной деятельности в зонах, но наличие ряда причин (например, негибкая система налогообложения) не стимулирует инвесторов выстраиваться в очередь за получением статуса резидента ОЭЗ», — говорит налоговый юрист АКГ «МЭФ-Аудит» Иван Белов.

Шаг Минэкономразвития логичен, соглашается глава налоговой практики CMS Станислав Турбанов. «Однако практика показывает, что введение налоговых льгот не является решающим фактором при принятии решения бизнеса о вхождении в регион. А часто наоборот — служит появлению злоупотреблений», — скептичен он.

Список типов ОЭЗ тоже может расшириться. Сейчас их четыре: туристско-рекреационные, технико-внедренческие, промышленно-производственные и портовые. Из-за готовности иностранных компаний развивать логистические комплексы в России (уже рассматривается заявка на вхождение турецкой компании в татарскую зону «Алабуга») в рамках промышленно-производственных зон могут возникнуть производственно-логистические.

Всего в России действуют 24 особые экономические зоны (с начала 2011 года в них пришел 51 новый инвестор с объемом вложений более 70 млрд руб.). Однако в ближайшее время их список может измениться: новые ОЭЗ появятся в Псковской и Рязан­ской областях, а Ставропольский край и Калининградская область, напротив, рискуют лишиться статуса. Последним власти дали полтора месяца на еще одну попытку привлечь инвесторов. В Рязанской и Псковской областях планируется создать промышленно-производственные зоны. Первая зона будет ориентирована на строительную отрасль и производство бытовой техники. Вторая, вероятнее всего, будет развивать импортозамещение и производство радиотехники.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать