УрБК, Екатеринбург, 01.08.2011. Опубликован очередной «Индекс Биг Мака». Данный показатель, по мнению создателей, служит для оценки покупательской способности валют разных стран мира и, по сути, представляет собой оценку потребительской корзины с одним единственным продуктом — знаменитым гамбургером Биг Мак (Big Mac). Этот гамбургер содержит в себе доступные почти во всех странах мира (базовые) продукты питания, а потому может являться хорошим индикатором для определения паритета покупательской способности различных валют.
Согласно нынешним исследованиям, гамбургер Биг Мак, продающийся в России, стоит 75 рублей (2,7 доллара), а в США — 4,07 доллара. Это означает, что рубль недооценен на 34%, а доллар в России должен стоить 18,5 рубля. Напомним, что в прошлом году цифра была примерно такая же — тогда доллар, согласно расчетам, должен был продаваться по 19 рублей.
По мнению руководителя отдела валютно-финансовых операций ООО КБ «Кольцо Урала» Игоря Нестеровича, за прошедший год рубль значительно окреп по отношению к доллару США: с 30,19 до 27,68 руб./$ (8,3%). Причиной такого укрепления стала положительная динамика цен на сырьевые товары и рост мировых фондовых индексов. Так, цены на нефть выросли с 80-82 до 115-118 долл/бар, а индекс РТС вырос с 1450 до 1950 пунктов.
«Если сравнить цены на Биг Мак в долларовом выражении, мы увидим, что инфляция поднимает долларовые цены во всем мире, как в США, так и в других странах (в США год назад Биг Мак стоил 3,73 доллара, сейчас 4,07, в России 2,34 и 2,7 доллара, в Швеции 6,56 и 7 доллара). Это наглядно показывает, как реально дешевеет доллар год от года», — отметил эксперт банка.
Кстати, самые дорогие гамбургеры оказались в Норвегии: за один Биг Мак в скандинавской стране приходится платить по 8,31 доллара. В Швейцарии гамбургер стоит 8,06 доллара, больше семи долларов — в Швеции, больше шести долларов — в Бразилии. В то же время в Гонконге Биг Мак стоит меньше двух долларов, в Китае — 2,27 доллара, в Таиланде — 2,35 доллара, а в Египте — 2,36 доллара.
Впервые знаменитый индекс Биг Мака (Big Mac index) был представлен журналом «The Economist» 22 года назад в 1986 году. Всего индекс рассчитывается для 120 стран мира. Некоторое время назад инвестиционный банк UBS дополнил индикатор Биг Мака информацией о том, сколько часов потребуется человеку работать в каждой конкретной стране для того, чтобы позволить себе Биг Мак. Работникам из городов Токио и Los-Angeles придётся для этого потратить 10 и 11 минут своего времени, а вот жителям индонезийской Джакарты придётся трудиться 95 минут на 1 гамбургер.