Дата: 30.06.2011

Инновации по-свердловски: деньги по-прежнему в дефиците

В Свердловской области анализируют первый опыт работы закона о государственной поддержке инноваторов. Суммы, проходящие по расходным статьям разных ведомств, исчисляются десятками миллионов рублей. При этом даже сами чиновники признают: реального механизма доведения денег до конкретных хозяйствующих субъектов — инноваторов так и не создано. Успешнее же всего работают незамысловатые схемы покупки областью пакетов акций привлекательных проектов.

Закон «О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Свердловской области» еще молод, он вступил в силу с 1 января 2011 года. Но, учитывая популярность и востребованность инновационной тематики, внимание к нему изначально было повышенным.

Законом установлено девять мер государственной поддержки, которые могут предоставляться субъектам инновационной деятельности. О том, как они работают на практике, членам думского Комитета по промышленной политике рассказал первый заместитель министра промышленности и науки Свердловской области Валерий Турлаев.

Известно, что по результатам конкурсного отбора юридическим лицам предоставляются субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также работ по внедрению научно-технической продукции в сфере нанотехнологий. В 2011 году на эти цели планируется выделить из областного бюджета 52 млн. рублей.

Еще два способа поддержки — льготы. Так, государственное казенное имущество позволено передавать в аренду субъектам малого предпринимательства с понижающим коэффициентом. По пониженной ставке начисляется и налог на прибыль вновь созданных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. Научные организации, удельный вес доходов которых от осуществления научной или научно-технической деятельности составляет в общей сумме доходов не менее 70%, вообще освобождаются от уплаты налога на имущество организаций.

Наиболее впечатляющие суммы идут, разумеется, по линии МУГИСО, как правило — в раскрученные мегапроекты, инновационная ценность которых пока под вопросом.

Так, из областного бюджета выделено 150 млн. рублей на приобретение акций ОАО «Корпорация развития Среднего Урала». Официальная цель — содействие созданию в Верхней Салде особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Титановая долина». 46 млн. рублей выделено на приобретение акций ОАО «Уральский университетский комплекс» — для завершения разработки проектно-сметной документации на объекты технопарка высоких технологий «Университетский».

Представленные парламентариям суммы никого не поразили. Как оказалось, такого рода финансовые «проводки» и перечень получателей средств лишний раз доказывают: малые предприятия, то есть реальные инноваторы, денег не видят, а механизм доведения до них средств просто отсутствует.

«Закон исполняется не в полном объеме. Не определен уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности. Не ведется реестр субъектов инновационной деятельности, которым предоставлены отдельные меры государственной поддержки, установленные рассматриваемым законом. Не создан совещательный орган в сфере государственной поддержки субъектов инновационной деятельности в Свердловской области. Не установлены критерии и порядок отбора субъектов инновационной деятельности для предоставления им мер государственной поддержки», — заявил заместитель председателя Областной Думы Наиль Шаймарданов, которого трудно заподозрить в нелояльности правительству.

Кроме того, как оказалось, не установлены формы и порядок содействия субъектам инновационной деятельности в установлении внешнеэкономических связей.

В итоге информацию минпрома члены комитета приняли к сведению, вопрос выносится на рассмотрение Думы. Правительству Свердловской области предложено устранить выявленные недоработки.

Независимые специалисты в сфере инвестиций с депутатами согласны: пока власти лишь имитируют бурную деятельность по поддержке инноваторов, выпуская законы, выделяя отдельные структуры и ведомства по привлечению инвестиций. В итоге затрачены большие деньги на саму структуру и работу аппарата, а результата нет. Нужно упростить процесс отбора компаний, активнее создавать для них особые площадки — экономические зоны и инновационные парки, где они могли бы реализовывать свой потенциал.

«Вокруг инноваций слишком много демагогии. На самом деле это больше смахивает на пресловутый распил бюджетных средств. Существующие регламенты допуска к поддержке затрудняют доступ реальных инноваторов. Ведь пока они будут заботиться о соответствии всем критериям, у них не останется времени на свое основное занятие. Следует упростить порядок. Пока же сложные правила приводят к коррупции по принципу «чужие здесь не ходят», — подчеркнул финансовый аналитик Константин Селянин.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать